Старинный китайский ковер «Хатай» (Катай)
РАЗМЕРЫ 1,5 метров на 1 метр
Ковры Хатай, известные также как китайские ковры, своё название получили от района Хатай в китайском городе Тяньцзинь.
История вязания ковров в Китае насчитывает более двух тысячелетий, но ковры Хатай начали популяризироваться в Западном мире лишь в 17 веке.
Эти ковры отличаются своим узнаваемым дизайном и высоким качеством.
Классический дизайн ковра Хатай включает в себя густые растительные и цветочные орнаменты, в сочетании с традиционными китайскими мотивами, такими как драконы, фениксы и символы долголетия.
Ковры Хатай известны своей стойкостью к стирке и износу, благодаря использованию высококачественной шерсти и китайского шелка в процессе их производства. Несмотря на густую вязку и хлопковую основу, они очень мягкие на ощупь.
Китайцы обычно ткут ковры вручную с использованием техники узлового вязания, что делает каждое изделие уникальным. Это трудоёмкий процесс, требующий высокой квалификации и терпения, что объясняет относительную редкость ковров Хатай на международном рынке.
Таким образом, ковёр Хатай — это не просто предмет интерьера, но и произведение искусства, отражающее богатую культуру и историю Китая.
КОВРЫ КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. #Китай, #КНР
- Описание
- Отзывы (0)
Описание товара
Богато одаренный китайский народ за четыре с лишним тысячи лет своей истории создал исключительное по художественному значению, технике и своеобразию искусство, отразившее в себе его многовековую борьбу за свою национальную независимость, искусство, первоклассные образцы которого дошли до нас в архитектуре, живописи, скульптуре, керамике, коврах и иных многочисленных произведениях.
Китайская культура — одна из древнейших.
В конце XIV века, когда в Лондоне было 37 тысяч, а в Париже 250 тысяч жителей, в Китае были города с миллионным населением. Марко Поло в XIII веке говорил, что если бы население Китая было заражено воинственным духом, Китай мог бы завоевать мир, но китайцы — мирный народ. По свидетельству Марко Поло, в китайские гавани заходило судов во много раз больше, чем в Александрию.
Среди китайских ковров сохранилось три древнейших образца, относящихся к эпохе Тан (618 — 907 гг. н. э.) — к периоду подъема китайской культуры. Китай эпохи Тан представлял собою сложную феодальную организацию со значительным развитием товарно-денежных отношений. Китайские промыслы и ремесла того времени — фарфор, лаки, изделия из нефрита и т. д. — пользовались мировой славой.
Конечно, по трем коврам нельзя составить себе представления о ковроделии этого периода, но важно и интересно отметить, что в одном из них очень ясно видны черты подлинного реализма, главным образом в изображении растительных форм, несмотря на фантастическую тематику всей композиции.
Китайский ковер небольшого размера: 2,57 X 1.30 м. Фон светлого серого цвета, борт в виде узкой полосы коричневого цвета. В центре — две птицы, кругом — скалы с растительностью, изображения облаков и бабочек; весь, рисунок — в коричневых и синих тонах с преобладанием синих. В прекрасном свободном рисунке сказывается непосредственное, живое ощущение форм природы.
В реалистических чертах этого ковра проявилась ведущая особенность творчества китайского народа.
Наиболее излюбленным сочетанием является решительное противопоставление глубокого синего цвета тона индиго, дополненного голубым и белым, желтому, коричневому, белесо-серому или же пепельному цвету; два цвета (синий и желтый или коричневый) характерны для фона старых ковров.
С середины XIII века до начала второй половины XIV века Китай находился под властью монгольских завоевателей. Нашествие монголов задержало дальнейшее развитие Китая, но его культура не погибла. Народное восстание свергло власть монголов. Последовавший затем период минской династии характеризуется чертами застойности. С середины XVII века оживляются торговые связи Китая с Европой. Китай постепенно попадает в колониальную зависимость от европейских стран. Искусство, сохраняя национальные художественные традиции, постепенно начинает терять свою былую силу и выразительность.
В тематике этого времени проявляются «пережитки феодального строя. В изобилии встречается религиозная символика, всевозможные знаки счастья и т. д.
В рисунке и колорите позднего времени сохраняются характерные китайские черты; благодаря им китайские ковры сохраняют свои художественные качества, свою оригинальность. Особого внимания заслуживает крайне своеобразная колористическая гамма ковров, цветовые сочетания, не встречающиеся в ковровых изделиях других стран.
К концу XIX века в китайском ковроделии проявляются упадочные явления и ухудшение техники, в частности вследствие применения анилиновых красителей.
С конца XIX века Китай стал объектом колониальной экспансии империалистических держав. В Китае начал развиваться капитализм, рос пролетариат, усиливалась классовая борьба, завершившаяся народноосвободительным движением и победой китайского народа. Через тысячелетнюю историю пронес китайский народ знамя борьбы за национальную независимость, за свою свободу, ничто не сокрушило его волю и бодрость, уверенность в своих силах. Эти черты, как в зеркале, отражены в китайском искусстве, в частности в китайских коврах, которые прежде всего обращают на себя внимание своим прекрасным и бодрым колоритом, сочетающимся с особой тематикой рисунка и его трактовкой, что придает китайскому ковровому искусству неизъяснимую прелесть и своеобразие. Нет сомнения, что новая жизнь демократического Китая, освободившегося от гнета империалистов, явится эпохой бурного расцвета ковроделия, как и всей культуры Китая.
Для колорита китайских ковровых изделий особенно характерно противопоставление двух основных тонов, дополненных близкими оттенками, смягчающими и углубляющими этот контраст, лежащий в основе колористической гаммы.
В более поздних ковровых изделиях фоном часто служат различные оттенки теплых тонов, от желто-канареечного и золотистого до желто — розового, желто — оранжевого, персикового и абрикосового до темного медно — красно-оранжевого цвета.
На цветной таблице показан китайский ковер XVIII века. На фоне цвета пожелтевшей слоновой кости в центре среднего поля — знак счастья «шоу» из форм лотоса в темных и светлых синих и абрикосовых тонах. Вокруг четыре таких же круглых небольших знака. Углы и тонкие ветви — в абрикосовых и синих тонах; ветвистые формы асимметричны по рисунку и расцветке. Кайма — в темно — абрикосовых, персиковых и синих тонах с изображением круглых знаков счастья и побегов пионов. Колорит и тематика весьма характерны для Китая и никогда не встречаются в народном творчестве других стран.
В китайских коврах по большей части фон светлее рисунка, но бывает и обратное сочетание: фон может быть темно — синим или медно-оранжевым, или иного темного, тона, с рисунком в белых, желтоватых или других цветах, дающих гармоничное сочетание.
Трактовка рисунка тоже отличается своеобразием благодаря применению особой техники стрижки. На это обстоятельство обычно не обращают должного внимания; между тем, именно этой техникой в значительной степени определяется художественное качество рисунка, характер его стиля.
Ковры собственно Китая отличаются мягкими живописными очертаниями, чуждыми приемам графики. Различные тона кладутся непосредственно один около другого, образуя глубокую гамму цветов с плавными, постепенными переходами. Это сообщает стилю китайских ковровых изделий особый живописный характер.
В китайском ковре XVIII века (см. цветную таблицу фронтиспис) все мотивы среднего поля состоят из растительных форм лотоса.
Китайский ковер с изображением лотоса
Очень типично расположение в центре сложного орнамента круглой формы — тоже из стеблей, листьев и цветов лотоса. Такие круглые, то сложные, то более простые, фигуры крайне разнообразной формы имеют название «шоу»; это один из знаков счастья.
На светло — персиковом тоне среднего поля в ритмическом разнообразии идет рисунок стебля лотоса с листьями и цветами, которые исполнены синим, темным персиковым или абрикосовым цветом. Особенно сложно разработаны эти цветочные формы в центральном круге, где преобладает темно-персиковый тон в сочетании с синим.
В более темных тонах исполнена кайма; ее контрастный колорит определяется участием белых тонов среди синего и коричневого цветов. Это тоже лотосовидные формы, но иначе трактованные.
В другом китайском ковре XVIII века в центре среднего поля желто-золотистого топа — знак «шоу» с участием синих и белых цветов; из таких же мотивов состоят углы среднего поля.
Кайма — в более темном тоне, на ней изображены пионы и другие цветы среди знаков китайской символики.
Иной характер рисунка, более угловатый и примитивный.
Под деревом изображен пятнистый олень, с фениксом — очень распространенные фигуры в китайском орнаменте. Узкая кайма состоит из точечного и меандров рисунка, широкая кайма повторяет парные розетки и среди них иероглиф «фу» — знак счастья. Основные тона ковра — синий и серо — желтый, а также оттенки: белый, голубой и коричневый. Ковер относится ко второй половине XIX века.
Китайский ковер XX века это ковер очень большого размера, до 15 м длиной. Фон центрального поля и каймы темно — синий, рисунок среднего поля состоит из стилизованных цветочных форм, главным образом пионов и стеблей.
В центре ковра — традиционное круглое очертание знака «шоу». Знаки счастья в виде круглых розеток идут по светлой полосе каймы.
Ковры районов Синь-Цзяня представляют переход от чисто китайского стиля собственно Китая к коврам Ближнего Востока как по рисунку и расцветке, так и по технике.
Во всех коврах Ближнего Востока, в том числе и коврах Синь — Цзяня, где преобладают колорит и тематика китайского характера, весь орнаментальный рисунок окаймлен тонким, более темным, часто черным контуром. При самой тщательной согласованности тонов и гармоничности колорита эта черта придает ковровому рисунку несколько графический характер.
В копрах районов Синь — Цзяня сохраняются необычные для Ближнего Востока интонации: сочетание двух главных тонов — коричневого и синего, или красного и желтого, или зеленого и малинового и т. д. Рисунок имеет более стилизованный, геометризованный характер, чем в Китае, хотя большею частью близок к китайской символике и тематике.
Ковер типа «синь — цзянь», часто именуемого в литературе и в торговой номенклатуре «Самарканд». Более правильно назвать такие ковры яркендскими, хотя и это вряд ли точно указывает место их выделки. Иногда их именуют «кашгарскими» и «хотанскими».
В большинстве случаев их орнаментальные мотивы имеют тонкие контуры. Типична широкая часть каймы из чередующихся светлых и темных волнистых полос, изображающих волны, имеющие разнообразное значение в китайской орнаментике. Углы среднего поля заняты геометрическим орнаментом меандрового характера.
Овальный коврик представляет чепрак. Основной его фон — красный, рисунок же круглого знака счастья и волн исполнен в синих, голубых и белых тонах, но волны имеют легкий зеленоватый оттенок, хорошо гармонирующий с основным фоном.
Интересна очень сокращенная и упрощенная форма знака счастья в середине; она состоит из прямолинейного геометрического рисунка, тоже с зеленоватым оттенком. Для углубления колорита весь фон разработан мелким геометрическим рисунком того же красного цвета, но в более светлых тонах.
Небольшой коврик районов Синь — Цзяня выразительного и оригинального типа. Основной характер ему придают две каймы. Из них наружная, более широкая, имеет крупный рисунок из загибающихся полос различной расцветки. Они изображают волны. Вторая кайма заполнена розетками в темной и светлой гамме. В центре ковра — розетка, знак счастья. Заслуживает внимания окружающий эту розетку геометрический рисунок из полос, дающих совершенно асимметричные очертания.
В заключение приводим пример применения в китайской архитектуре ковров, специально исполненных для украшения колонн и изображение китайского бархата XVI века.
Это стриженый бархат темно — синего цвета на гладком фоне золотой парчи. Его рисунок имеет родственные черты с рисунком китайских ковров.
при покупке ковра ваш социальный рейтинг увеличится на 1 пункт
Обзоры
Отзывов пока нет. Добавить отзыв