Антикварные ковры, эксклюзивные ковры, купить у нас!

Винтажный Туркменский (Афганский) ковер «Бешир Мина Кхани»

Размеры 3,50 на 2,50
14.08.2018
Туркменский Бешир Мина Кхани переработанный в стиле больших афганских ковров.
Качественный ковер!
Рисунок не избит маленькие гёли на подобии «Теккинских» равномерно распределены с равнозначными солярными символами. Гели и солярные символы связанны сеткой, наподобие Такой, которую можно видеть на Афганских коврах города Герат.
Вообщем это совсем не банальная советская Бухара.
При покупке любых ковровых изделий следует иметь хотя бы общее представление о технологическом процессе коврового производства. По технике производства ковры разделяются на две основные категории:
ковры с ворсом, в том числе и с ворсом стриженым
ковры гладкие, безворсные — «паласы», или «килимы».
Более распространены ворсовые изделия их техника имеет характерные, специфические особенности, свойственные именно коврам.
Гладкие, безворсные (Безворсовые) ковры по своей технике и по внешнему виду имеют много общего с тканями, их поверхность состоит из переплетающихся нитей основы и утка, образующих расцвеченный рисунок. Как мы уже видели, ковры имеют самое разнообразное назначение, и в соответствии с этим меняются их форма и рисунок, но все же наиболее частое назначение ковров — покрытие пола.
Когда рисунок требует тонкого исполнения, когда он состоит из фигур людей и животных или из плавных линий растительного орнамента, необходимо применение очень мелкого узла, чтобы зубчатость контура была едва заметна. В некоторых случаях, хотя и редко, для тонкого и сложного рисунка применяют «одиночный» узел, т. е. завязывают его не на двух, а на одной нити. Малый размер узла достигается не только тонкостью пряжи, применяемой для узлов, но и тонкостью основы.
В некоторых коврах с шерстяным ворсом употребляли для основы тонкий крученый шелк (это позволило натянуть основу ковра более туго, так как шёлк еще тянется там, где уже рвется шерсть) и соответственно можно вязать узлы более мелко. В одном и том же ковре узлы бывают одного размера, поэтому плотность изделия определяется числом узлов на квадратную единицу поверхности. В некоторых коврах приходится около 8 тысяч узлов на квадратный дециметр. Это очень большая, но не предельная плотность; в современных тонких коврах плотность иногда доходит до 10 тысяч узлов на квадратный дециметр, или около миллиона на квадратный метр. Отсюда видно, насколько сложной и трудоемкой работой является ковроделие.
Только завязать миллион узлов уже составит огромный труд, а сделать это в соответствии с рисунком, постоянно меняя цвет узлов, несравненно сложнее.
Высказанные выше соображения дают некоторое представление о технике выполнения проектного рисунка. Он не должен иметь слишком тонких линий, иначе будет невыполним в натуре. Линии должны быть не тоньше 2—3 мм, но и эта толщина требует довольно мелкого узла, поэтому желательно применять в рисунке более толстые линии, не допуская упрощенчества.
Мастера применяют, по возможности, более крупные массы цвета, более крупные узоры, а не мелкие рисунки графического характера, так как измельчение рисунка усложняет и без того трудоемкую работу. Более крупный рисунок придает более декоративный характер ковру.
Важным аспектом ковра является факт каким образом был связан узел, существует 2 типа узлов:
Узел «Сеннех» или «Сенне»
Узел «Гиордес»
Узел, называемый сенне, встречается в ковроделии различных стран. Узел Сенне асимметричен по своей форме в отличие от симметричного узла «гиордес». В этом последнем нить пряжи обвивает первую и вторую нити основы, между которыми выдергиваются оба конца узла. В узле же «Сенне» один конец пряжи выдергивается между первой и второй нитями основы, а другой конец между второй и третьей нитями основы. Если рисунок будет исполнен на бумаге с квадратной клеткой, а затем выполнен таким узлом, то он будет искажен и окажется вытянутым в направлении утка. Применение того или иного узла не оказывает заметного влияния на техническое и художественное качество ковра. Существует много прекрасных ковров различных стран; одни из них выполнены узлом Сенне, другие — гиордес. По внешнему виду ворса и общему впечатлению нельзя определить, какой из узлов применен в данном случае. Для выяснения типа узла надо тщательно рассмотреть ковер с лицевой и обратной стороны, сгибая его, чтобы видеть строение и фактуру. Применение того или иного узла определяется долголетней традицией, на основе которой работают мастера в данной местности. Это необходимо принимать во внимание при проектировании ковров определенного национального стиля.
В качестве материала для ворса ковров ручной выработки используется главным образом шерстяная пряжа. Чаще всего применяется овечья шерсть, но наряду с нею пользуются также шерстью коз, верблюдов и других животных. Иногда шерсть применяется не только для ворса, но и для пряжи основы и утка; в этом случае весь ковер исполнен из шерсти. В некоторых случаях, когда намерены придать ковру особенно роскошный вид, применяется шелк.
Но все же для ворса более пригодна шерсть. Шелк очень хорош для основы в коврах исключительно тонкой работы с мелким узлом. В настоящее время для основы и утка широко применяют бумажную пряжу. Для ворса же она используется только частично, в некоторых случаях, когда желают ввести в колорит ковра ярко белые тона, например в «пендинских» коврах.
Некоторые из материалов, идущих для изготовления ковра, применяются в неокрашенном виде. Основа в ворсовых коврах обычно сохраняет свой натуральный цвет. Уток иногда окрашивается, но чаще он также сохраняет естественный цвет. И основа, и уток в стриженых коврах скрыты ворсом, основа видна только в бахроме на концевых сторонах ковра. Шерсть естественного цвета часто употребляется для белых, черных и некоторых других тонов. В коврах нередко встречается верблюжья шерсть в ее естественном виде, без окраски; окраску эта шерсть принимает плохо. Анилиновые краски очень непрочны, они выцветают от действия света, линяют при смачивании и под действием сырости. В настоящее время найдены способы получения искусственных прочных красителей которые могут конкурировать с растительными по качеству и прочности, но превосходят их дешевизной и простотой применения. Во всяком случае, при пользовании искусственными красителями они предварительно должны быть всесторонне испытаны лабораторным путем. При проектировании расцветки ковра надо иметь в виду, что поверхность ворса обладает свойством придавать особую мягкость, глубину и согласованность колориту. Если пряжу, которой исполнены белые тона, положить рядом с белой бумагой, то обнаружится, что тона, которые в общей гамме ковра производят впечатление белых, в действительности темного сливочного или коричневато-серого цвета.
Чисто белый тон очень редко встречается в коврах (например, в пендинских ковровых изделиях). Для получения такого цвета используется белая бумажная пряжа, так как натуральная белая шерсть имеет обычно желтоватый оттенок и для этой цели не подходит. То же явление наблюдается и в других тонах ковра. Благодаря ворсовой поверхности они кажутся более насыщенными и яркими. При проектировании ковра не следует увлекаться много — цветностью ковровой гаммы. Можно создать ковер в любом колорите, пользуясь шестью-семью тонами. В некоторых случаях можно ограничиться и меньшим их числом и получить ковер в двух, трех, четырех тонах, вполне отвечающий художественным требованиям.

В Средней Азии кочевое и оседлое (крестьянское) население подвергалось гнету как местных ханов и иноземных завоевателей. Проникший в Азию русский царизм, интересуясь ею как сырьевой базой, превращал ее в свою колонию. В Туркмении больше 90% земли и вся вода принадлежали ханам, баям и царским чиновникам. Орошение с древнейших времен представляло важный хозяйственный фактор в Средней Азии. Так в 1221 году монголы при завоевании Туркменистана разгромили Мерв, перебили жителей и уничтожили его богатейшую ирригационную систему. Когда в 1790 году при разорении Мерва Бухарою была разрушена знаменитая Султан-Бендская плотина, Мерв, лишенный ирригации, опустел.
Ковроткачество в Средней Азии уже в давние времена достигло высокого совершенства. В композиции ковровых рисунков нередко встречается тема орошения. В ковровом орнаменте мы видим образы окружающего хозяйственного быта: орошаемые участки, загоны для скота с водными протоками и т. д. По разнообразию форм, размеров и назначения ковры советских республик Средней Азии стоят на первом месте. Иногда в более старых экземплярах наблюдаются формы природы, трактованные довольно реально и не вызывающие сомнения в своем происхождении от форм растений и животных, но все же общий геометрический характер орнаментальной декорации является типичным для ковров Средней Азии. В отношении колорита они отличаются исключительным постоянством расцветки, которая при этом крайне лаконична в своем цветовом выражении, в большинстве случаев оставаясь в пределах шести тонов, крайне разнообразных по оттенкам. Основным цветом, определяющим впечатление от среднеазиатской ковровой гаммы, является красный цвет в темных, глубоких оттенках. В некоторых случаях он доходит до фиолетово-черных тонов, например в коврах племен «Энси».
Более распространены красно-коричневые цвета, иногда оттенка темного красного вина, иногда же более теплых, красно — бурых тонов, образующих очень гармоничный колорит. Наибольшее пространство ковровой поверхности занимает тёмно- красный цвет и более светлый его оттенок; к ним присоединяются синие цвета двух разных оттенков. Если к ним добавить сливочно-белый и темно коричневый для контуров орнаментального рисунка, то этим и исчерпывается наиболее распространенная цветовая гамма ковров Средней Азии; изредка встречается желтый цвет. В этом характере расцветки рисунок и фон часто исполнены в темных, настолько сближенных тонах, что на репродукциях иногда бывает трудно выделить типичные черты орнамента.
Туркменские ковры
Среди ковровых изделий Средней Азии заслуживают исключительного внимания туркменские, как лучшие в мире, самобытные, высокохудожественные произведения коврового искусства.
Туркменские ковры разнообразны. Различают и называют их по очагам (местностям) производства, в некоторых же случаях — по былому племенному происхождению. С. В. Дудин высказал ничем не подтвержденное мнение, будто бы орнамент туркменских ковров оставался почти без изменений «пожалуй, со времени Марко Поло» (XIII в.).
Даже в 1946 году В. Г. Мошкова утверждала, что почти во всех туркменских коврах советской работы сознательно помещается кайма из амулетовидного орнамента, в магическое действие которого повсеместно верят в Туркменистане. О аспектах верований туркмен и их отражения в узорах подробнее можно прочитать в работах Боголюбова (1908 г.) и Фелькерзама (1915 г.). Эти учёные высказывали мнение, что орнаментальные формы ковров Средней Азии не меняются с течением времени.
Процесс разложения племенного строя в Средней Азии начался еще в конце XIX века и продолжался в течение колониального периода. С установлением советской власти, племенное деление стиралось в процессе социалистического строительства и общего развития культуры народа. Изменились не только начальные формы орнамента, но забыты и их начальные названия. Наименования измененных мотивов, которыми теперь пользуются мастерицы при работе, выбираются по сходству.
Так например в текинском орнаменте теперь существуют названия «лягушка», «свиной нос» (это уже названия XX века), «коробочка хлопчатника», «кусающий», «птица», т. е. комплекс объектов, не могущих быть объединенными в цельный художественный образ.
Последовательный анализ орнамента старых и новых ковров, несомненно, представляет собою трудоемкую работу. Но когда таким путем устанавливается целый ряд изменений одной и той же формы — от реального образа до чисто геометрических фигур, мы убеждаемся, что орнамент изменяется, и очень значительно.
Гель (гюль) — самый характерный и наиболее распространенный орнаментальный мотив в туркменских коврах.
Очень часто он заполняет все среднее поле ковра правильными вертикальными и горизонтальными рядами. Вместе с тем, это очень сложный мотив по своему рисунку и по трудности раскрытия его реального значения.
Само название указывает на растительную природу этого орнамента — роза, цветок, цветочный, растительный комплекс, но, чтобы в этом убедиться, надо найти эти формы в сложном рисунке этой фигуры.
В целях выяснения черт народного орнамента рассмотрим композиционное расположение гелей в целом ковре. Они идут правильными рядами в направлении основы и утка, а в текинских коврах, кроме того, все эти фигуры соединены между собой линиями. Получается геометрическая разбивка—это сплошная сеть взаимно перпендикулярных линий, и в местах их пересечений находятся центры гелей.
Такая правильность геометрического построения композиции наводит на мысль, что это план оросительной сети, а отдельные гели изображают орошаемые участки. Конечно, мы не можем удовлетвориться одним предположением; чтобы убедиться в этом, надо установить, что гель действительно представляет собою образ орошаемого участка. Эта задача облегчается при сопоставлении геля с настенной живописью Средней Азии.
Часто в настенной и наскальной живописи Туркмены изображают хозяйственную жизнь: сад, загон для скота, растения, животных и т. д. Сами авторы поясняют эти изображения, и, несмотря на примитивность живописи, ее реалистические черты вполне очевидны. Орошаемые участки — сад и загон для скота- изображаются в виде прямоугольника с пересекающими его накрест водными протоками, отходящими от протока, образующего контур участка. Особое внимание следует обратить на расходящиеся от центра к контуру парные растительные завитки — это деревья. Односторонние завитки растений идут по контуру участка. По сторонам сада изображены два дерева (чинары) в виде ствола с повторяющимися по его высоте парными завитками.
Все гели имеют геометрическое очертание: это восьмиугольник, ромб, прямоугольник и т. д. Они окаймлены замкнутым контуром и разделяются на совершенно одинаковые четверти пересекающимися линиями, проходящими через их центр и идущими в направлении основы и утка.
Часто это деление на четверти подчеркивается различной их расцветкой — темной и светлой- через одну четверть.
Парные растительные завитки — один из самых распространенных мотивов в туркменских коврах (мастерицы часто их называют «бараньими рогами», что совершенно произвольно). В различных гелях такие завитки распознаются не сразу, во-первых, потому, что они часто изображены в красно-коричневых тонах на таком же фоне, во-вторых, потому, что в связи с постепенными упрощениями и изменениями форм рисунков они встречаются в гелях в самых разнообразных очертаниях, соответственно различным стадиям этих изменений.
На Туркменских коврах часто схематично изображены гели и темным цветом выделены парные растительные завитки в разных стадиях развития их формы. На этих рисунках шестнадцать фигур гелей.
Они представляют схему обычных изменений парных завитков. На фиг. 2 стебли завитков сливаются в один, но завитки сохраняют свою форму, тогда как на фиг.3 стебель исчезает, а завитки утрачивают связь с серединой.

При этом надо заметить характерное явление, которое обнаруживается и в последующих фигурах: формы гелей вытянуты по направлению утка (в горизонтальном направлении), при этом две пары завитков вытянуты в ширину, а две пары в высоту, вследствие чего они начинают утрачивать сходство между собою.

На фиг. 6 мы видим полный отрыв завитков от центра при дальнейшем прощении из формы.
На фиг. 7 – текинский гель, широко, известный по произведениям в коврах и зарисовках. Две пары парных завитков, вытянутых вширь, совершенно отличаются от двух других пар, вытянутых в высоту. Их растительная природа не воспринимается ни мастерицами, ни исследователями Мошковой (в одной паре (б) концы завитков называются «свиной нос», а в другой паре (в) им дается название «жалящий» «кусающий»).

Попутно заметим, что название «свиной нос» могло появиться только в советский период, когда в сознании мастериц совершенно исчезли следы мусульманского мировоззрения. При господстве ислама в быту такое название национального орнамента было немыслимо, так как свиней мусульмане не разводили, считая их самыми презренными животными. В четырех диалоговых направлениях расходятся также явно растительные формы (а); им иногда дается название «птица» или «лапы беркута» (Дудин). В центре небольшой водоем, его современное название – «коробочка хлопчатника».

Эти полосы в различных вариантах часто идут по каймам, обрамляющим среднее поле ковра; в среднем же поле в виде оросительной сети, проходящей через центры гелей, они изображены или гладкими синими линиями, или полосами самого простого рисунка.
Для сопоставления на чертеже 5 внизу изображен проток из киргизских ковров. Он называется «река».
Насколько в настоящее время забыт в коврах образ орошения.

К сожалению, туркменские ковры валяной техники очень мало обращают на себя внимание научного исследования, музеи их почти не собирают, считая их гораздо менее интересными, чем стриженые.
Старинный туркменский пендинский Энси XVIII века.
В верхней его части по середине изображена кибитка в виде пятиугольного мотива.
Среднее поле ковра делится пополам вертикальной полосой с изображением растительного орнамента. По обеим сторонам этой полосы изображены водные протоки в виде пестрых полос, пересеченных в свою очередь мелкими полосами. Вдоль протоков расположены белые фигуры, изображающие крупных животных — буйволов и верблюдов.
В четырех прямоугольниках по сторонам средней вертикальной полосы повторяются соединенные парами головы козликов с рогами, изображенные в профиль.
В Музее восточных культур можно было видеть ковер, привезенный сотрудником Ашхабадского музея, как пример непонятного рисунка. Все опрошенные им местные мастерицы признали, что «только небу известно», что там изображено.
Все среднее поле пересечено параллельными вертикальными и горизонтальными линиями полосатого рисунка; в местах их пересечений в диагональных направлениях расходятся округлые формы (схематическая зарисовка среднего поля ковра на чертеже 4).
Надо иметь в виду, что в ковровой валяной технике изображение прямолинейного рисунка значительно труднее, чем криволинейного. Значит, мастерица сознательно воспроизводила какой-то ясный для нее образ, несмотря на относительно более трудоемкий рисунок.
В свете приведенного выше анализа мы ясно различаем в этом ковре схему оросительной сети: идущие в диагональном направлении формы, по аналогии с рисунками гелей, видимо, представляют собою растительные комплексы, могущие быть переданными в валяной технике только в обобщенном виде в мелком масштабе (ковер очень небольшой).
Напомним, что в текинских стриженых коврах линии, соединяющие все гели, бывают такого же полосатого рисунка.
В нижней широкой кайме пышного рисунка видны фигуры козлов, в которых, несмотря на небольшой масштаб изображений, различимы реалистические подробности — головы с рогами и хвосты животных.
Туркменский ковер портретом Сталина
Ковер представляет собою образ кочевой жизни: кибитка стоит среди стад животных в растительном окружении.
В иностранной литературе такие ковры часто считают молитвенными, что неверно уже потому, что завески входа всегда висят, а молитвенный ковер кладется на пол. Такую же ошибку повторяет Фелькерзам.
В 1946 году появилась еще одна догадка — будто бы пятиугольная фигура изображает молитвенную нишу и служит «магическим» знаком или «оберегом».
Надо иметь в виду, что в молитвенных коврах изображению ниши (мехраба) мусульмане не приписывают магического или волшебного значения.
Нам кажется заслуживающим полного доверия истолкование этой фигуры как кибитки. Во многих коврах хорошо различимы вокруг таких фигур изображения стад и отдельных животных. Наше толкование подтверждалось и мастерицами еще в 1924 году.
Основой композиции и орнаментации туркменских ковров служат формы местного хозяйственного быта среди окружающей жизни и природы. Освоение культурного наследия в этой области состоит не в механическом воспроизведении старых мотивов, а в сознательном восприятии воспитанной веками реалистической традиции народного творчества. По этому пути и идет советское ковроделе.
Необходимо особо отметить одно качество туркменского коврового рисунка; оно в той или иной степени свойственно и всем другим коврам и другим видам народного творчества, но оно часто остается незамеченным.
Когда мы говорим о многократном повторении в одном и том же ковре какого-либо орнамента, например гелей, то это означает повторение той же темы, но не буквальное механическое воспроизведение той же фигуры по счету узлов. Напротив, в таких композициях мы наблюдаем массу вариантов мотива, иногда очень значительных, отличающихся друг от друга и в отдельных деталях, и в размерах, и даже в общем размере всего мотива в целом. Вариации могут не бросаться в глаза, но благодаря; им весь рисунок приобретает живость, не доступную для рисунка с трафаретным повторением.
В нашем изложении мы неоднократно обращаемся к этому вопросу и оттеняем отмеченное качество, так как в нем проявляется одна из драгоценных реалистических традиций. Между тем, это свойство народной ручной работы иногда художниками-профессионалами не принимается во внимание при проектировании новых ковровых рисунков.
Расцветка туркменских ковров очень своеобразна. Она состоит из немногих тонов, причем основной из них — красный в самых разнообразных тональностях, от коричнево-красно — оранжевой до темно фиолетовой.
Наиболее часто встречаются два тона: красный и красно- коричневый, светлый и темный в одном и том же ковре. К ним присоединяются в небольшом количестве два синих или сине- зеленых тона, а также небольшие участки белого при тонких контурах рисунка темно коричневого или черного цвета.
В старинных экземплярах встречается белый фон всего среднего поля; часто он исполнен без ворсной техникой, и на этом фоне идет стриженый рисунок из красноватых и сине-зеленоватых тонов. Примером этого может служить дорожка, изображенная на рис. 1
ИОМУДСКИЕ КОВрЫ
Среди туркменских ковров Йомудские отличались наибольшим разнообразием форм и бытового применения. До нашего времени сохранились старинные дорожки (иоламы), обрамление входа кибитки, постилочные ковры.
В иомудских коврах целый ряд орнаментальных мотивов приурочен к отдельным участкам ковра. Так, например, «гели» встречаются только в центральном поле, другие мотивы — только в коймах. Это облегчает сопоставление мотивов при изучении последовательных стадий их изменений.
В коврах Йомудов четко выделяется весь рисунок благодаря тому, что основной темно бурый фон ковра на зарисовках взят более светлым. Это одна из очень типичных разновидностей иомудских гелей. Рисунки, характерные для старых туркменских иомудских ковров, более реалистичны, чем в поздних коврах.
В старых коврах на среднем поле выделяются фигуры белых птиц в очень хорошо переданном движении бега. В более поздних коврах изображения представлены уже в более упрощенном виде. Исчезают ноги птиц, и вся фигура птицы доведена до крайней степени геометризации.
На старых живописно изображены фигуры верблюдов и всадников, стебель с листом в более поздних их превращение в схему, растительное значение которой не распознаваемо без сопоставления с предшествующими стадиями.

Кызыл Аякские ковры
Их гели схожи с керкинскими: это участки с изображением фигур цветов и животных в последних стадиях геометризации с приближением к форме буквы Н. Ковры этой группы имеют спокойного гармоничного колорита, обладают хорошими качествами.
Фрагменты рисунков Кызыл Аякского ковра видны расходящиеся из центра парные загибающиеся завитки и диагональная расцветка участка. По одной диагонали — красные прямоугольники, по другой — синие или зеленые. Кругом участка — узкая полоса косого полосатого рисунка. В углах — четыре ступенчатые формы. Это разновидность композиции геля, занимающей центральное поле в коврах Средней Азии, что подтверждается сопоставлением этого рисунка со стенной декоративной росписью.

В более поздних коврах XIX века среднее поле занято рядами гелей, расцвеченных по диагонали. В их светлых частях видны геометризованные фигурки козлов, в некоторых случаях можно рассмотреть их рога. В кайме видим узор геометрического характера на белом фоне. Колорит выдержан в коричнево-бурых тонах.
Целый ряд данных, указывает, что гель изображает орошаемый участок с деревьями. В этой разновидности деревья в виде парных завитков расходятся от середины в горизонтальном и вертикальном направлениях. Среди них встречаются фигурки козлов. Это должно изображать загон для скота. Такой тип гелей характерен для керкинских и кизил-аякских ковров.

БЕШИРСКИЕ КОВРЫ
Беширские ковры, это замечательное произведение искусства в первую очередь по реалистической трактовке цветочных форм. Очертания узоров молитвенных ниш состоят из мощных прямых стеблей с растительными завитками наверху. Все пространство ниши занимает сплошной свободный растительный рисунок, повторяющий цветочную тему в исключительно разнообразных формах.
Схематизация орнаментальных форм с течением времени проявляется с очевидностью при сравнении этой древней композиции с ковром XIX века того же происхождения и аналогичной тематики, в котором наблюдаются упадочные тенденции.
В кайме беширских ковров для пола характерны многоугольники, часто четырехугольники с желтым перистым очертанием. Остальные тона — красный, синий и коричневый. Часто бывает, что фигуры зубчатого листа образуют крестообразные формы, заполняющие среднее поле беширских ковров.
В таких случаях в центре среднего поля, а иногда и по его углам, располагаются восьмиугольники с желтым перистым очертанием. В остальной части доминируют красные, коричневые цвета, причем красный часто приближается к красно-розовому оттенку.
ЭРСАРИНСКИЕ КОВРЫ

В Эрсаринских коврах угадываются планы орошения при повторениях гелей своеобразной формы в горизонтальных и вертикальных направлениях. В гелях идут растительные формы обычно в диагональных направлениях расходятся ветви с трилистниками округлых очертаний. На этих фигурах видны полосатые изображения водных протоков, которые в эрсаринских коврах встречаются в большом разнообразии вариантов.

Рисунки эрсаринских ковров имеют распространение и за рубежом, а именно в афганских коврах; иногда они настолько точно повторяют эрсаринские мотивы, что трудно от них отличимы.
По своему колориту эрсаринские ковровые изделия следуют красно-коричневой гамме туркменских ковров, но в несколько более светлых тонах, чем текинские с их темной красной расцветкой.
В этой группе мы обычно встречаем лишь постилочные ковры относительно большого размера. Почти не попадаются мелкие ковровые изделия в виде настенных мешков и т. д.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ КОВРЫ СОВЕТСКОГО ТУРКМЕНИСТАНА
Советские тематические ковры производства Туркменской. ССР образуют особую группу, где современная тематика, трактованная по-новому, сочетается со старыми национальными орнаментальными формами, идя по пути создания искусства, социалистического по содержанию и национального по форме.
В этой группе виднейшее место занимают ковры с портретами В. И. Ленина и И. В. Сталина.
Ковер с портретом товарища Сталина в форме генералиссимуса, на фоне Московского Кремля, в пышном обрамлении из советских эмблем, сплетающихся с туркменской орнаментикой, воспроизведен на вкладном листе. Это работа была выполнена Ашхабадской ковровой художественно-экспериментальной мастерской.
На другом рисунке товарищ Сталин изображен на фоне туркменского ковра. Широкая кайма заполнена рядом клейм с разнообразными картинами Ашхабадского конного пробега среди оригинально трактованных форм туркменского орнамента. Узкая кайма состоит из повторяющихся пятиконечных звезд. В ковре с портретом В. И. Ленина кайма занята туркменским орнаментом, связанным с советской эмблематикой.
Ковер с портретом Маяковского в окружении каймы из туркменских мотивов.
Портрет Анри Барбюса выполнен на туркменском ковре работы 1936 года.
На фрагменте каймы ковра с темами Ашхабадского конного пробега в крупном масштабе можно видеть фигуры, козликов в более реалистической трактовке, чем в коврах конца XIX и начала XX веков.
КИРГИЗСКИЕ КОВРЫ
Крайне интересны и красивы валяные киргизские ковры, или «кошмы». Техника их выполнения значительно проще и легче, чем ворсовых стриженых ковров.
Наиболее совершенный технический прием в киргизских войлочных коврах — аппликация. На гладкий одноцветный фон кошмы накладывается орнамент, вырезанный из кошмы другого цвета, и затем нашивается обметкой по контуру наложенного орнамента. Иногда под накладным орнаментом фон вырезается, и орнамент вкладывается в вырезки и тоже обшивается по контуру.
При более упрощенной технике во время процесса валяния войлока орнамент из цветной кошмы, наложенный на основной фон, «свойлачивают» вместе.
При применении таких технологических приемов очертания орнаментальных форм по преимуществу имеют волнистый, криволинейный характер, и эта криволинейность типична для валяных ковров.
Колорит киргизских ковров состоит из крайне ограниченного числа тонов, главным образом из красного, синего, желтого и белого цветов.
Композиция ковров Киргизии состоит из крупных масс цвета и обладает простотой и ясностью художественного замысла, лаконизмом и очень своеобразной декоративностью плавно изгибающихся линий растительного орнамента.
Киргизская войлочная кошма вся состоит из орнамента криволинейных очертаний, легко воспроизводимых в этой технике. Ее цвета — красный, синий и белый.
Все центральное поле ковра занято различно расположенной орнаментальной формой в виде парных завитков. Парные завитки очень распространены в рисунках ковров Средней Азии и имеют различное, чаще растительное, значение.
Между тем, нередко в литературе применяется упрощенное истолкование этой формы, и где бы она ни встречалась, ее неизменно называют «бараньими рогами». В данном случае в этой орнаментальной форме есть возвышение между двумя завитками, и орнамент изображает так называемый «процветший гриб».
Другие виды парного завитка, тоже растительного происхождения, ясно видны в орнаменте киргизской «завески» входа в кибитку, причем даже на воспроизведении, где масштаб по сравнению с натурой уменьшен в 10—15 раз, все же можно различить асимметричное выполнение композиции. В валяной технике киргизской завески входа в кибитку ясно проступает растительная основа орнаментальных форм.
В киргизских, так же как и в других среднеазиатских коврах, развертываются сложные повествования, каждый элемент орнамента имеет свое значение, идущее от реалистического отображения объектов окружающей человека действительности. Геометрический рисунок отнюдь не является отвлеченным узором, в его основе — смысловое содержание.