Антикварные ковры, эксклюзивные ковры, купить у нас!

Винтажный Шёлковый Ковер «Бэйджинг» (обменял на 8 банок чёрной икры, которая оказалась крашенными желатиновыми шариками)

Позор ему  !!!

 

Шикарный шёлковый Арт — Дэко , в фотостудии не удалось его сфотографировать хорошо.

Размеры 3,17м*2,30м

Ковры Китая и Тибета

Для Европы китайские антикварные ковры всегда считались редкостным и дорогостоящим изделием, но в самом Китае искусство ткачества никогда не занимало высоких позиций. Эту обусловлено тем, что основу традиционного производства занимала продукция из фарфора, керамика, различные миниатюры и лаковые изделия. В таком искусстве как каллиграфия и иконопись может достигать неограниченных вершин, чего нельзя сказать о ковроделии.
Кроме этого, низкая популяризация искусства ткачества в Китае обусловлена рядом причин. Во-первых, ковры в религиозных форматах для преимущественных групп буддистов, конфуцианства и даосизма не имели никакого особого значения. Во-вторых, Китай не являлся производителем исходного материала для ковров — шерсти, а это было неоправданно ни для культурного фона, ни в экономическом плане для экспорта. В исламском мире значение ковра было намного выше. Даже для обстановки жилища местные жители использовали, как правило, мебель, а ковровые изделия считались второстепенным элементом. Все же коврам в Китае выделялось место и тогда они располагались на особой платформе из кирпичей, называемая канг, которая играла роль основного очага в жилище.

История китайских ковров

Сохранилось совсем мало источников и документированных образцов, где бы указывалось точное месторождение ковров Китая. Одни из первых фрагментов были датированы началом XVII века, а литературные и письменные источники позволяют предположить, что история ткачества на китайских землях берет свое начало еще с 14-го века. Вероятнее всего, начало производства ковровых изделий относится ко времени монгольского владычества в 1279-1348 годах, когда была создана могущественная династия Юань. В период династии Мин (1368-1644) производство ковров продолжалось, однако лишь позже, уже во времена династии Цинь (1644-1911), которая покровительствовала этому виду ремесла, производство ковров достигло своего расцвета. Этот период продолжался вплоть до создания Китайской Народной Республики (1912). Наиболее выдающиеся произведения китайского коврового искусства относятся к XVIII-XIX векам.

Как и во многих других странах, во время активного вмешательства зарубежных захватчиков, культурные традиции Китая подверглись существенному изменению и дестабилизации. Самый большой удар ткачество получило от английских и американских предпринимателей, которые создали производственные мануфактуры в западных регионах Пекина и Тяньдзиня. Такая монополия, созданная зарубежными фирмами, представляла большое препятствие развитию культурных особенностей в ковроделии этого региона. В этот период ковры китайского производства существенно потеряли качество, как в материалах, так и в технологии производства. Кроме всего прочего, иконографическая особенность этих ковров практически полностью имитировала персидские сюжеты.

Ассортимент

Ковры Китая, при таком масштабном угнетении, все же имели широкое разнообразие в ассортименте, поэтому, выделить какие-то отличительные особенности очень непросто. Дабы как-то упростить гомогенную каталогизацию китайских изделий, можно упростить их классификацию и выделить несколько основных свойств и исполнительных техник. Можно упомянуть знаменитые ковры города Тяньдзинь, где изготовлялись красочные и изящные «обюссонские ковры по французским иконографическим шаблонам в XVIII веке. Много и не расскажешь о тех коврах, которые сами были имитацией французского искусства, что в свою очередь полностью воспроизводило особенности ковров востока.
Тибетские ковры и их особенности
В 1949 году основная часть территорий Тибета перешла к КНР. До этого весь

Тибет был отдельным государством, управляемым буддистскими монахами, которые почитали Далай-ламу как избранного, человека с воплощением божества. Пик развития искусства ковроткачества в этих районах выпал на начало XIX века. Это было связано с литургическим предназначением ковровых изделий, которые часто использовались в храмах и дворцах, в том числе и так называемые «колонны» — ковры, размеры которых колеблются 0,60х0,80 м до 1,80х3,60 м. Такие ковры скреплялись с помощью специальных петель, после чего они фиксировались к стволам колонн в монастырских храмах Тибета.

Кроме таких ковровых изделий существовали и медитационные форматы, на которых монахи проводили литургию и сидели во время медитаций. Также были ковры и дорожки, которыми устилали место для сидения (лавки и помосты) во дворах и залах при храме. Для вьючных животных изготовляли специальные покрывала из прочного материала — фетра, где особое внимание привлекают изящные попоны в виде бабочек.

Если взять старинные варианты таких ковров, то они выделялись использованием очень грубой, необработанной шерсти. Что касаемо рисунков и узоров, то здесь иконография полностью отображала буддизм и его символику. Тибетские ковры отличались от китайских наличием живых и красочных оттенков — оранжевого, розового, красного, зеленого, желтого. Часть этих цветов была символической и использовалась для создания одеяний монархов. Фон, как правило, изготовлялся из синих или черно-белых цветов.

При покупке любых ковровых изделий следует иметь хотя бы общее представление о технологическом процессе коврового производства. По технике производства ковры разделяются на две основные категории:

  • ковры с ворсом, в том числе и с ворсом стриженым
  • ковры гладкие, безворсные — «паласы», или «килимы».

Более распространены ворсовые изделия их техника имеет характерные, специфические особенности, свойственные именно коврам.

Гладкие, безворсные (Безворсовые) ковры по своей технике и по внешнему виду имеют много общего с тканями, их поверхность состоит из переплетающихся нитей основы и утка, образующих расцвеченный рисунок. Как мы уже видели, ковры имеют самое разнообразное назначение, и в соответствии с этим меняются их форма и рисунок, но все же наиболее частое назначение ковров — покрытие пола.

Когда рисунок требует тонкого исполнения, когда он состоит из фигур людей и животных или из плавных линий растительного орнамента, необходимо применение очень мелкого узла,чтобы зубчатость контура была едва заметна. В некоторых случаях, хотя и редко, для тонкого и сложного рисунка применяют «одиночный» узел, т. е. завязывают его не на двух, а на одной нити. Малый размер узла достигается не только тонкостью пряжи, применяемой для узлов, но и тонкостью основы.

В некоторых коврах с шерстяным ворсом употребляли для основы тонкий крученый шелк (это позволило натянуть основу ковра более туго, так как шёлк еще тянется там, где уже рвется шерсть) и соответственно можно вязать узлы более мелко. В одном и том же ковре узлы бывают одного размера, поэтому плотность изделия определяется числом узлов на квадратную единицу поверхности. В некоторых коврах приходится около 8 тысяч узлов на квадратный дециметр. Это очень большая, но не предельная плотность; в современных тонких коврах плотность иногда доходит до 10 тысяч узлов на квадратный дециметр, или около миллиона на квадратный метр. Отсюда видно, насколько сложной и трудоемкой работой является ковроделие.

Только завязать миллион узлов уже составит огромный труд, а сделать это в соответствии с рисунком, постоянно меняя цвет узлов, несравненно сложнее.

Высказанные выше соображения дают некоторое представление о технике выполнения проектного рисунка. Он не должен иметь слишком тонких линий, иначе будет невыполним в натуре. Линии должны быть не тоньше 2—3 мм, но и эта толщина требует довольно мелкого узла, поэтому желательно применять в рисунке более толстые линии, не допуская упрощенчества.

Мастера применяют, по возможности, более крупные массы цвета, более крупные узоры, а не мелкие рисунки графического характера, так как измельчение рисунка усложняет и без того трудоемкую работу. Более крупный рисунок придает более декоративный характер ковру.

Важным аспектом ковра является факт каким образом был связан узел, существует 2 типа узлов:

  • Узел «Сеннех» или «Сенне»
  • Узел «Гиордес»

Узел, называемый сенне, встречается в ковроделии различных стран. Узел Сенне асимметричен по своей форме в отличие от симметричного узла «гиордес». В этом последнем нить пряжи обвивает первую и вторую нити основы, между которыми выдергиваются оба конца узла. В узле же «Сенне» один конец пряжи выдергивается между первой и второй нитями основы, а другой конец между второй и третьей нитями основы. Если рисунок будет исполнен на бумаге с квадратной клеткой, а затем выполнен таким узлом, то он будет искажен и окажется вытянутым в направлении утка. Применение того или иного узла не оказывает заметного влияния на техническое и художественное качество ковра. Существует много прекрасных ковров различных стран; одни из них выполнены узлом Сенне, другие — гиордес. По внешнему виду ворса и общему впечатлению нельзя определить, какой из узлов применен в данном случае. Для выяснения типа узла надо тщательно рассмотреть ковер с лицевой и обратной стороны, сгибая его, чтобы видеть строение и фактуру. Применение того или иного узла определяется долголетней традицией, на основе которой работают мастера в данной местности. Это необходимо принимать во внимание при проектировании ковров определенного национального стиля.

В качестве материала для ворса ковров ручной выработки используется главным образом шерстяная пряжа. Чаще всего применяется овечья шерсть, но наряду с нею пользуются также шерстью коз, верблюдов и других животных. Иногда шерсть применяется не только для ворса, но и для пряжи основы и утка; в этом случае весь ковер исполнен из шерсти. В некоторых случаях, когда намерены придать ковру особенно роскошный вид, применяется шелк.

Но все же для ворса более пригодна шерсть. Шелк очень хорош для основы в коврах исключительно тонкой работы с мелким узлом. В настоящее время для основы и утка широко применяют бумажную пряжу. Для ворса же она используется только частично, в некоторых случаях, когда желают ввести в колорит ковра ярко белые тона, например в «пендинских» коврах.

Некоторые из материалов, идущих для изготовления ковра, применяются в неокрашенном виде. Основа в ворсовых коврах обычно сохраняет свой натуральный цвет. Уток иногда окрашивается, но чаще он также сохраняет естественный цвет. И основа, и уток в стриженых коврах скрыты ворсом, основа видна только в бахроме на концевых сторонах ковра. Шерсть естественного цвета часто употребляется для белых, черных и некоторых других тонов. В коврах нередко встречается верблюжья шерсть в ее естественном виде, без окраски; окраску эта шерсть принимает плохо. Анилиновые краски очень непрочны, они выцветают от действия света, линяют при смачивании и под действием сырости. В настоящее время найдены способы получения искусственных прочных красителей которые могут конкурировать с растительными по качеству и прочности, но превосходят их дешевизной и простотой применения. Во всяком случае, при пользовании искусственными красителями они предварительно должны быть всесторонне испытаны лабораторным путем. При проектировании расцветки ковра надо иметь в виду, что поверхность ворса обладает свойством придавать особую мягкость, глубину и согласованность колориту. Если пряжу, которой исполнены белые тона, положить рядом с белой бумагой, то обнаружится, что тона, которые в общей гамме ковра производят впечатление белых, в действительности темного сливочного или коричневато-серого цвета.

Чисто белый тон очень редко встречается в коврах (например, в пендинских ковровых изделиях). Для получения такого цвета используется белая бумажная пряжа, так как натуральная белая шерсть имеет обычно желтоватый оттенок и для этой цели не подходит. То же явление наблюдается и в других тонах ковра. Благодаря ворсовой поверхности они кажутся более насыщенными и яркими. При проектировании ковра не следует увлекаться много — цветностью ковровой гаммы. Можно создать ковер в любом колорите, пользуясь шестью-семью тонами. В некоторых случаях можно ограничиться и меньшим их числом и получить ковер в двух, трех, четырех тонах, вполне отвечающий художественным требованиям.

 

Богато одаренный китайский народ за четыре с лишним тысячи лет своей истории создал исключительное по художественному значению, технике и своеобразию искусство, отразившее в себе его многовековую борьбу за свою национальную независимость, искусство, первоклассные образцы которого дошли до нас в архитектуре, живописи, скульптуре, керамике, коврах и иных многочисленных произведениях.

Китайская культура — одна из древнейших.

В конце XIV века, когда в Лондоне было 37 тысяч, а в Париже 250 тысяч жителей, в Китае были города с миллионным населением. Марко Поло в XIII веке говорил, что если бы население Китая было заражено воинственным духом, Китай мог бы завоевать мир, но китайцы — мирный народ. По свидетельству Марко Поло, в китайские гавани заходило судов во много раз больше, чем в Александрию.

Среди китайских ковров сохранилось три древнейших образ­ца, относящихся к эпохе Тан (618 — 907 гг. н. э.) — к периоду подъема китайской культуры. Китай эпохи Тан представлял собою сложную феодальную организацию со значительным развитием товарно-денежных отношений. Китайские промыслы и ремесла того времени — фарфор, лаки, изделия из нефрита и т. д. — пользовались мировой славой.

Конечно, по трем коврам нельзя составить себе представ­ления о ковроделии этого периода, но важно и интересно отметить, что в одном из них очень ясно видны черты подлинного реализма, главным образом в изображении растительных форм, несмотря на фантастическую тематику всей композиции.

Китайский ковер небольшого размера: 2,57 X 1.30 м. Фон светлого серого цвета, борт в виде узкой полосы коричневого цвета. В центре — две птицы, кругом — скалы с растительностью, изображения облаков и бабочек; весь, рисунок — в коричневых и синих тонах с преобладанием синих. В прекрасном свободном рисунке сказывается непосред­ственное, живое ощущение форм природы.

В реалистических чертах этого ковра проявилась ведущая особенность творчества китайского народа.

Наиболее излюбленным сочетанием является решительное противопоставление глубокого синего цвета тона индиго, до­полненного голубым и белым, желтому, коричневому, белесо-серому или же пепельному цвету; два цвета (синий и жел­тый или коричневый) характерны для фона старых ковров.

С середины XIII века до начала второй половины XIV века Китай находился под властью монгольских завоевателей. Нашествие монголов задержало дальнейшее развитие Китая, но его культура не погибла. Народное восстание свергло власть монголов. Последовавший затем период минской динас­тии характеризуется чертами застойности. С середины XVII века оживляются торговые связи Китая с Европой. Китай посте­пенно попадает в колониальную зависимость от европейских стран. Искусство, сохраняя национальные художественные традиции, постепенно начинает терять свою былую силу и выразительность.

В тематике этого времени проявляются «пережитки феодаль­ного строя. В изобилии встречается религиозная символика, всевозможные знаки счастья и т. д.

В рисунке и колорите позднего времени сохраняются характерные китайские черты; благодаря им китайские ковры сохраняют свои художественные качества, свою оригинальность. Особого внимания заслуживает крайне своеобразная колористическая гамма ковров, цветовые сочетания, не встречаю­щиеся в ковровых изделиях других стран.

К концу XIX века в китайском ковроделии проявляются упадочные явления и ухудшение техники, в частности вследствие применения анилиновых красителей.

С конца XIX века Китай стал объектом колониальной экспансии империалистических держав. В Китае начал разви­ваться капитализм, рос пролетариат, усиливалась классовая борьба, завершившаяся народноосвободительным движением и победой китайского народа. Через тысячелетнюю историю пронес китайский народ знамя борьбы за национальную независимость, за свою свободу, ничто не сокрушило его волю и бодрость, уверенность в своих силах. Эти черты, как в зеркале, отражены в китайском искусстве, в частности в китай­ских коврах, которые прежде всего обращают на себя внима­ние своим прекрасным и бодрым колоритом, сочетающимся с особой тематикой рисунка и его трактовкой, что придает китайскому ковровому искусству неизъяснимую прелесть и своеобразие. Нет сомнения, что новая жизнь демократического Китая, освободившегося от гнета империалистов, явится эпохой бурного расцвета ковроделия, как и всей культуры Китая.

Для колорита китайских ковровых изделий особенно характерно противопоставление двух основных тонов, дополненных близкими оттенками, смягчающими и углубляющими этот кон­траст, лежащий в основе колористической гаммы.

В более поздних ковровых изделиях фоном часто служат различные оттенки теплых тонов, от желто-канареечного и золотистого до желто — розового, желто — оранжевого, персиково­го и абрикосового до темного медно — красно-оранжевого цвета.

На цветной таблице показан китайский ковер XVIII века. На фоне цвета пожелтевшей слоновой кости в центре среднего поля — знак счастья «шоу» из форм лотоса в темных и светлых синих и абрикосовых тонах. Вокруг четыре таких же круглых небольших знака. Углы и тонкие ветви — в абри­косовых и синих тонах; ветвистые формы асимметричны по рисунку и расцветке. Кайма — в темно — абрикосовых, персиковых и синих тонах с изображением круглых знаков счастья и по­бегов пионов. Колорит и тематика весьма характерны для Китая и никогда не встречаются в народном творчестве дру­гих стран.

В китайских коврах по большей части фон светлее рисунка, но бывает и обратное сочетание: фон может быть темно — синим или медно-оранжевым, или иного темного, тона, с рисунком в белых, желтоватых или других цветах, дающих гармоничное сочетание.

Трактовка рисунка тоже отличается своеобразием благодаря применению особой техники стрижки. На это обстоятельство обычно не обращают должного внимания; между тем, именно этой техникой в значительной степени определяется художественное качество рисунка, характер его стиля.

Ковры собственно Китая отличаются мягкими живописными очертаниями, чуждыми приемам графики. Различные тона кладутся непосредственно один около другого, образуя глубо­кую гамму цветов с плавными, постепенными переходами. Это сообщает стилю китайских ковровых изделий особый жи­вописный характер.

В китайском ковре XVIII века (см. цветную таблицу фронтиспис) все мотивы среднего поля состоят из раститель­ных форм лотоса.

Китайский ковер с изображением лотоса

Очень типично расположение в центре сложного орнамента круглой формы — тоже из стеблей, листьев и цветов лотоса. Такие круглые, то сложные, то более простые, фигуры крайне разнообразной формы имеют название «шоу»; это один из знаков счастья.

На светло — персиковом тоне среднего поля в ритмическом разнообразии идет рисунок стебля лотоса с листьями и цве­тами, которые исполнены синим, темным персиковым или абрикосовым цветом. Особенно сложно разработаны эти цве­точные формы в центральном круге, где преобладает темно-персиковый тон в сочетании с синим.

В более темных тонах исполнена кайма; ее контрастный колорит определяется участием белых тонов среди синего и коричневого цветов. Это тоже лотосовидные формы, но иначе трактованные.

В другом китайском ковре XVIII века в центре среднего поля желто-золотистого топа — знак «шоу» с участием синих и белых цветов; из таких же мотивов состоят углы среднего поля.

Кайма — в более темном тоне, на ней изображены пионы и другие цветы среди знаков китайской символики.

Иной характер рисунка, более угловатый и примитивный.

Под деревом изображен пятнистый олень, с фениксом — очень распространенные фигуры в китайском орнаменте. Узкая кайма состоит из точечного и меандров рисунка, широкая кайма повторяет парные розетки и среди них иероглиф «фу» — знак счастья. Основные тона ковра — синий и серо — желтый, а также оттенки: белый, голубой и коричневый. Ковер относится ко второй половине XIX века.

Китайский ковер XX века это ковер  очень большого размера, до 15 м длиной. Фон центрального поля и каймы темно — синий, рисунок среднего поля состоит из стилизованных цветочных форм, главным образом пионов и стеблей.

В центре ковра — традиционное круглое очертание знака «шоу». Знаки счастья в виде круглых розеток идут по светлой полосе каймы.

Ковры районов Синь-Цзяня представляют переход от чисто китайского стиля собственно Китая к коврам Ближнего Востока как по рисунку и расцветке, так и по технике.

Во всех коврах Ближнего Востока, в том числе и коврах Синь — Цзяня, где преобладают колорит и тематика китайского характера, весь орнаментальный рисунок окаймлен тонким, более темным, часто черным контуром. При самой тщательной согласованности тонов и гармоничности колорита эта черта придает ковровому рисунку несколько графический характер.

В копрах районов Синь — Цзяня сохраняются необычные для Ближнего Востока интонации: сочетание двух главных тонов — коричневого и синего, или красного и желтого, или зеленого и малинового и т. д. Рисунок имеет более стилизованный, геометризованный характер, чем в Китае, хотя большею частью близок к китайской символике и тематике.

Ковер типа «синь — цзянь», часто именуемого в литературе и в торговой номенклатуре «Самарканд». Более правильно назвать такие ковры яркендскими, хотя и это вряд ли точно указывает место их выделки. Иногда их име­нуют «кашгарскими» и «хотанскими».

В большинстве случаев их орнаментальные мотивы имеют тонкие контуры. Типична широкая часть каймы из чередую­щихся светлых и темных волнистых полос, изображающих волны, имеющие разнообразное значение в китайской орнамен­тике. Углы среднего поля заняты геометрическим орнаментом меандрового характера.

Овальный коврик представляет чепрак. Основной его фон — красный, рисунок же круглого знака счастья и волн исполнен в синих, голубых и белых тонах, но волны имеют легкий зеленоватый оттенок, хорошо гармонирующий с основным фоном.

Интересна очень сокращенная и упрощенная форма знака счастья в середине; она состоит из прямолинейного геометри­ческого рисунка, тоже с зеленоватым оттенком. Для углубления колорита весь фон разработан  мелким геометрическим рисунком того же красного цвета, но в более светлых тонах.

Небольшой коврик районов Синь — Цзяня выразительного и оригинального типа. Основной характер ему придают две каймы. Из них наружная, более широкая, имеет крупный рисунок из загибающихся полос раз­личной расцветки. Они изображают волны. Вторая кайма заполнена розетками в темной и светлой гамме. В центре ковра — розетка, знак счастья. Заслуживает внимания окружающий эту розетку геометрический рисунок из полос, дающих совершенно асимметричные очертания.

В заключение приводим пример применения в китайской архитектуре ковров, специально исполненных для украшения колонн и изображение китайского бархата XVI века.

Это стриженый бархат темно — синего цвета на гладком фоне золотой парчи. Его рисунок имеет родственные черты с рисунком китайских ковров.