Антикварные ковры, эксклюзивные ковры, купить у нас!

Карабахский Ковер С Подписью Автора «Асулейман» и Датой (принадлежит покупателю из г. Онтарио, Канада)

Размеры: 1,17м на 2,58м

При покупке любых ковровых изделий следует иметь хотя бы общее представление о технологическом процессе коврового производства. По технике производства ковры разделяются на две основные категории:

  • ковры с ворсом, в том числе и с ворсом стриженым
  • ковры гладкие, безворсные — «паласы», или «килимы».

Более распространены ворсовые изделия их техника имеет характерные, специфические особенности, свойственные именно коврам.

Гладкие, безворсные (Безворсовые) ковры по своей технике и по внешнему виду имеют много общего с тканями, их поверхность состоит из переплетающихся нитей основы и утка, образующих расцвеченный рисунок. Как мы уже видели, ковры имеют самое разнообразное назначение, и в соответствии с этим меняются их форма и рисунок, но все же наиболее частое назначение ковров — покрытие пола.

Когда рисунок требует тонкого исполнения, когда он состоит из фигур людей и животных или из плавных линий растительного орнамента, необходимо применение очень мелкого узла, чтобы зубчатость контура была едва заметна. В некоторых случаях, хотя и редко, для тонкого и сложного рисунка применяют «одиночный» узел, т. е. завязывают его не на двух, а на одной нити. Малый размер узла достигается не только тонкостью пряжи, применяемой для узлов, но и тонкостью основы.

В некоторых коврах с шерстяным ворсом употребляли для основы тонкий крученый шелк (это позволило натянуть основу ковра более туго, так как шёлк еще тянется там, где уже рвется шерсть) и соответственно можно вязать узлы более мелко. В одном и том же ковре узлы бывают одного размера, поэтому плотность изделия определяется числом узлов на квадратную единицу поверхности. В некоторых коврах приходится около 8 тысяч узлов на квадратный дециметр. Это очень большая, но не предельная плотность; в современных тонких коврах плотность иногда доходит до 10 тысяч узлов на квадратный дециметр, или около миллиона на квадратный метр. Отсюда видно, насколько сложной и трудоемкой работой является ковроделие.

Только завязать миллион узлов уже составит огромный труд, а сделать это в соответствии с рисунком, постоянно меняя цвет узлов, несравненно сложнее.

Высказанные выше соображения дают некоторое представление о технике выполнения проектного рисунка. Он не должен иметь слишком тонких линий, иначе будет невыполним в натуре. Линии должны быть не тоньше 2—3 мм, но и эта толщина требует довольно мелкого узла, поэтому желательно применять в рисунке более толстые линии, не допуская упрощенчества.

Мастера применяют, по возможности, более крупные массы цвета, более крупные узоры, а не мелкие рисунки графического характера, так как измельчение рисунка усложняет и без того трудоемкую работу. Более крупный рисунок придает более декоративный характер ковру.

 

Важным аспектом ковра является факт каким образом был связан узел, существует 2 типа узлов:

  • Узел «Сеннех» или «Сенне»
  • Узел «Гиордес»

Узел, называемый сенне, встречается в ковроделии различных стран. Узел Сенне асимметричен по своей форме в отличие от симметричного узла «гиордес». В этом последнем нить пряжи обвивает первую и вторую нити основы, между которыми выдергиваются оба конца узла. В узле же «Сенне» один конец пряжи выдергивается между первой и второй нитями основы, а другой конец между второй и третьей нитями основы. Если рисунок будет исполнен на бумаге с квадратной клеткой, а затем выполнен таким узлом, то он будет искажен и окажется вытянутым в направлении утка. Применение того или иного узла не оказывает заметного влияния на техническое и художественное качество ковра. Существует много прекрасных ковров различных стран; одни из них выполнены узлом Сенне, другие — гиордес. По внешнему виду ворса и общему впечатлению нельзя определить, какой из узлов применен в данном случае. Для выяснения типа узла надо тщательно рассмотреть ковер с лицевой и обратной стороны, сгибая его, чтобы видеть строение и фактуру. Применение того или иного узла определяется долголетней традицией, на основе которой работают мастера в данной местности. Это необходимо принимать во внимание при проектировании ковров определенного национального стиля.

В качестве материала для ворса ковров ручной выработки используется главным образом шерстяная пряжа. Чаще всего применяется овечья шерсть, но наряду с нею пользуются также шерстью коз, верблюдов и других животных. Иногда шерсть применяется не только для ворса, но и для пряжи основы и утка; в этом случае весь ковер исполнен из шерсти. В некоторых случаях, когда намерены придать ковру особенно роскошный вид, применяется шелк.

Но все же для ворса более пригодна шерсть. Шелк очень хорош для основы в коврах исключительно тонкой работы с мелким узлом. В настоящее время для основы и утка широко применяют бумажную пряжу. Для ворса же она используется только частично, в некоторых случаях, когда желают ввести в колорит ковра ярко белые тона, например в «пендинских» коврах.

Некоторые из материалов, идущих для изготовления ковра, применяются в неокрашенном виде. Основа в ворсовых коврах обычно сохраняет свой натуральный цвет. Уток иногда окрашивается, но чаще он также сохраняет естественный цвет. И основа, и уток в стриженых коврах скрыты ворсом, основа видна только в бахроме на концевых сторонах ковра. Шерсть естественного цвета часто употребляется для белых, черных и некоторых других тонов. В коврах нередко встречается верблюжья шерсть в ее естественном виде, без окраски; окраску эта шерсть принимает плохо. Анилиновые краски очень непрочны, они выцветают от действия света, линяют при смачивании и под действием сырости. В настоящее время найдены способы получения искусственных прочных красителей которые могут конкурировать с растительными по качеству и прочности, но превосходят их дешевизной и простотой применения. Во всяком случае, при пользовании искусственными красителями они предварительно должны быть всесторонне испытаны лабораторным путем. При проектировании расцветки ковра надо иметь в виду, что поверхность ворса обладает свойством придавать особую мягкость, глубину и согласованность колориту. Если пряжу, которой исполнены белые тона, положить рядом с белой бумагой, то обнаружится, что тона, которые в общей гамме ковра производят впечатление белых, в действительности темного сливочного или коричневато-серого цвета.

Чисто белый тон очень редко встречается в коврах (например, в пендинских ковровых изделиях). Для получения такого цвета используется белая бумажная пряжа, так как натуральная белая шерсть имеет обычно желтоватый оттенок и для этой цели не подходит. То же явление наблюдается и в других тонах ковра. Благодаря ворсовой поверхности они кажутся более насыщенными и яркими. При проектировании ковра не следует увлекаться много — цветностью ковровой гаммы. Можно создать ковер в любом колорите, пользуясь шестью-семью тонами. В некоторых случаях можно ограничиться и меньшим их числом и получить ковер в двух, трех, четырех тонах, вполне отвечающий художественным требованиям.

К Сумахам

Техника распространенных на Кавказе безворсных ковров «паласов» имеет две основные разновидности. В большинстве случаев — это обычный тип ткацкого переплетения. Но применяется и другой вид переплетения, когда нити утка, доходя до одной нити основы, огибают ее и поворачивают обратно. Таким образом, на некотором участке ковра вдоль нити основы образуется просвет, через который не проходят нити утка (продольных нитей, которые составляют основу сетки ковра).

Это часто встречается в некоторых типах кавказских паласов. На расстоянии палас такой техники кажется плотной, сплошной тканью. Но если его несколько растянуть в направлении утка, то становятся видимыми прозоры. Такие просветы являются очертанием орнаментальных участков различных цветов: до просвета ткань имеет один цвет, а после него — другой. Такие паласы имеют орнаментацию прямолинейного, чисто геометрического характера. Они отличаются очень четким рисунком, но в отношении прочности несколько уступают паласам сплошного тканья, без просветов. Существуют изделия без ворса, особой техники, так называемые «сумахи». Изделия этого типа, возникшего на Кавказе, распространены значительно меньше, чем паласы или килимы. В вертикальном направлении идут нити основы.

Что же касается утка, то он в одном ряду переплетается с основой обычным путем, проходя то сверху, то снизу, в последующих же рядах он обвивает кругом две нити основы, проходя сначала сверху, потом огибает их, проходит под ними и опять идет поверх них, переходя к следующей паре нитей основы.

В результате этой техники на поверхности ковра оказываются нити утка, не проходящие под основой на протяжении нескольких нитей основы. Это образует сплошные участки нитей, лежащих на поверхности без переплетения их с основой. Сумахи толще и тяжелее паласов при одинаковой толщине нитей пряжи. Способ переплетения в сумахах не подходит для выполнения орнамента в криволинейных очертаниях. Обычно их рисунок состоит из прямоугольных фигур, напоминающих «гель» среднеазиатских ковров, при довольно темном колорите. Сумахи не представляют каких либo особых преимуществ перед ворсовыми коврами и паласами.

Красители, применяемые в ковроделии, имеют очень большое значение, так как ими определяется колорит — одно из наиболее важных качеств ковровых изделий. В старых коврах вплоть до второй половины XIX века применялись красители растительного происхождения. Крашение ковровых материалов Кавказа, Средней Азии и других стран Востока основано на многовековом опыте и традиции. Основные приемы приготовления и применения красителей достигли высокого совершенства, до сих пор непревзойденного. Но применяемые на Востоке материалы и приемы крашения не представляют собою каких-либо особых секретов.

Так, например, для красного цвета применяются марена и кермес или дубовый червец; для синих тонов — индиго. Для получения различных оттенков обычно применяется прием двойного’ окрашивания, сначала в один тон, а затем в другой. Черный цвет получается из древесины кампешевого дерева, часто с добавлением железных опилок. Из всех тонов не вполне удачным в старинных коврах оказывается черный, если он не получен применением неокрашенной черной шерсти.

Во многих случаях в старых коврах можно наблюдать, что окрашенная в черный цвет шерсть выветрилась в значительной мере, по-видимому, вследствие разъедающего свойства черного красителя (Оксид железа ссылка на Параджанова ковер). Во второй половине XIX века были изобретены и благодаря своей дешевизне получили широкое распространение в ковроделии искусственные анилиновые краски. Это оказало самое губительное влияние на производство ковров.

Одни ковры отличаются своей трактовкой людей, животных, растений, цветов с плавным, гибким, криволинейным рисунком, с разнообразным и нередко пестрым колоритом, с тенденцией к симметричной композиции. Таковы многие ковры Ирана.

В других коврах образы хозяйственной жизни, быта, природы отражаются прямолинейной геометрической трактовкой. Таковы ковровые изделия советских республик Средней Азии и соседних с ними Афганистана и Белуджистана.

В некоторых же коврах встречаются те и другие признаки. Таковы ковры Турции, Кавказа, Китая, в значительной мере русские ковры, а также ковровые изделия Западной Европы. Среди них встречаются и реально изображенные и геометризованные формы природы.

Необходимо отметить, что в отдельных странах и ковродельческих районах существуют свои различия и разновидности. Так, например, среди иранских ковров есть некоторые тины с орнаментом, уклоняющимся в сторону значительной геометризации, с прямолинейными контурами жестких очертаний, и по характеру рисунка их можно было бы отнести к коврам иной страны. Лишь колорит и некоторые признаки технологического порядка говорят о том, что это ковры Ирана. В коврах Средней Азии также можно встретить рисунки, очень живо трактующие формы природы, хотя в целом этим коврам присущ более геометризованный рисунок.

Как мы видим, возникшие еще в условиях племенного быта, формы ковровых рисунков представляют собою образы хозяйственной жизни людей и имеют смысловое, повествовательное значение, отнюдь не являясь отвлеченными украшениями, безыдейными узорами.