Ковры Карабаха и региона Гянджа
Город Гянджа является важным территориальным центром общекавказского значения. Во время торговли ковровыми изделиями именно через этого город проходят основные пути сбыта, а также масса другой местной продукции. Как и большинство пограничных областей, Гянджа сосредотачивает в себе основную массу местной продукции коммерческого значения.
Особенности ковров Гянджа
Для ковров этой местности отличительными особенностями являются длинная вытянутая форма, высоко обрезанный ворс и симметричное плетение основного поля. Эти ковровые изделия имеют рыхлую и очень хрупкую структуру, в основе которой лежит, как правило, хлопчатобумажный материал.
Иконографические особенности ковров Гянджа имеют четко выраженный формат казахских мастеров, у которых и были позаимствованы основные сюжеты и мотивы для узоров и иконографии. Самый распространенный и оригинальный орнамент повторяет узор ковров казах с «мемлинг-гёлем» — вдоль центрального поля спускаются одним или двумя рядами восьмиугольные медальоны крючковатой или ступенчатой формы.
Гораздо больший интерес представляет композиция, особенно характерная для этой местности — это пересекающие поле по вертикали или диагонали многоцветные ленты, известные под названием «мохра-мат», выразительно декорированные растительными орнаментами, в том числе маленькими боге. Часто встречается и композиционная схема с древом жизни, изображенным крайне стилизованно и напоминающим узор персидских ковров «балуки». Бордюры чаще всего украшались маленькими ступенчатыми рисунками, восьмиугольниками или же геометрическими фигурами, которые были полученными в результате переработки сюжетов растительного происхождения.
Еще одна знаменитая разновидность гянджийский ковровых изделий — это «фахралу». Ковер, который получил свое название по имени небольшого поселения неподалеку от Гянджи, еще называют «гянджа-казах», поскольку они имели много общего с ковровыми изделиями казах. Орнамент таких ковров был практически идентичный и повторял центральное размещение медальона, одного, двух или трех, что частично переплетались между собой. Было так, что этот элемент помещали внутри удаленной ниши, которая красочно изображалась на полотне в схематическом и стилизованном формате. Фон был в классических синих или красных цветах, реже зеленый или голубой.
Технические характеристики ковров Гянджа
• Цвет. Ковры из Гянджи имеют отличительные особенности в цветовом формате. Для их изготовления применялась большая палитра ярких красок и оттенков, которые были намного привлекательней и разнообразней, чем ковровые изделия казах. Чаще всего использовались такие цвета как синий, зеленый, красный, голубой, желтый, черный и коричневые цвета.
• Материал. За основу использовали хлопок или хлопчатобумажные материалы. Ворса изготовлялась из мягкой и блестящей шерсти.
• Изготовление. Чаще всего, это было полутонкое или грубое плетение с одинарной или двойной нитью челнока.
• Внешний вид. Что касаемо внешнего вида, здесь ковры Гянжа имели отличительные прямые борта со стилизованными растительными узорами. Также полотно разбавлялось символическими изображениями: древо жизни, восьмиконечные звезды, цветы с восемью лепестками, животные-талисманы, свастика.
Особенности и материалы ковров Карабаха
Исторически сложилось так, что область Карабах благоприятно развивалась для искусства ковроделия. За несколько поколений мастерство производства ковров глубоко пустило корни и создало уникальную в своем роде атмосферу для оригинальных и качественных изделий. До 1805 года, когда эта часть присоединилась к Российской империи, территория Карабаха принадлежала Персии и покровительствовала династии Сефевидов. Шах Аббаса I, один из самых могущественных правителей, по своей инициативе в XVII веке основал ткацкую мануфактуру по изготовлению ковров высочайшего качества, которые предназначались для шахского двора. Благодаря такому историческому повороту, а именно мануфактуре, обязаны существованием знаменитые персидские ковры XVII-XVIII веков с изображениями драконов.
Традиции, по созданию ковров высочайшего уровня мастерства, в силу таких исторических обстоятельств укоренились и сохранились до сегодняшнего дня. К таким изделиям можно отнести как роскошные варианты из качественной шерсти для придворных господ, так и простые, но не менее привлекательные ковры, изготовленные обычными кочевниками этих местностей. Старинные ковры Карабаха имеют неповторимую особенность, которая составлена большим разнообразием продукции местного происхождения. Городские мастера искусно создавали неповторимые ковровые изделия, а кочевники и полукочевые племена изготовляли не менее изящные ковры, используя при этом самые примитивные инструменты и технологию. Опытные мастера часто были армянской национальности. Кроме того, стоит отметить красочные работы народов курда, работы которых покорили сердца многих жителей шахского двора.
Ковры, принадлежащие этой области, часто относятся к разновидностям изделий казахских мастеров, поскольку ковры Карабаха также имели небольшую плотность плетения (800-1000 узлов на квадратный дециметр), чаще высокий, нежели низкий срез ворса, а также рыхлую фактуру. Так что эти ковровые изделия часто объединяют в одну группу с коврами казах. Что касаемо ковров, изготовленных в городских условиях, в городах Шуша, Чайник, Степанакерт и Агдам, то они существенно отличались выработкой и качеством исполнения от предыдущей категории. Это отчетливо заметно в самом стиле нанесения иконографии, где строгие и четкие линии плотно переплетались, а ворс был низким. Уток может быть из шерсти или хлопка, а геометрические размеры чаще всего были продолговатой формы, как их еще называли каллеги.
Иконография и сюжеты ковров Карабаха
Среди всех ковров Карабаха можно выделить несколько отличительных групп, которым свойственны разнообразные композиционные схемы и стилизованные мотивы. В первую очередь стоит отметить ковры из Келабарда, которые своим иконографическим стилем чем-то напоминают ковровые изделия казах, но имели отличительные черты в цветовой гамме. Они были более насыщены и разнообразны в оттенках. По традициям коврам этой группы было дано название «ковер с орлом». Очевидно, что такое название было сформировано от недостаточно точного рассмотрения тонких и мелких деталей изображений на полотне, которые чем-то напоминали орла. Но в действительности, это был узор, от которого расходились лучи по разным сторонам. Это был древний солярный символ, дошедший из первобытных астрономических культов.
Тем не менее, именно это ошибочное название и определило дальнейшую судьбу этих ковров. Позже, уже в составе царской империи, при изготовлении ковров часто использовалась именно такая символика в виде орла. Этот могучий хищник тогда считался геральдическим символом империи, поэтому к нему было приковано особое внимание при изготовлении ковров. Как правило, это изображение использовалось единожды, но существовали варианты ковров, где орел был изображен несколько раз и помещенный в геометрическую фигуру, медальон, в центре или у изголовья ковра. Самыми редкими и очень ценными экземплярами XIX века считаются ковровые изделия, где в центре был изображен один единственный рисунок — большой орел. Такие вариации также дополнялись несколькими минималистическими символами в виде перевернутых скобок, которые были расположены в верхней части ковра. Этот иконографический мотив берет начало со старинных ковров с сетчатым узором и «с драконами». Орнамент бордюров представлен обширным набором разнообразных рисунков, среди которых можно выделить часто повторяющийся узор из восьмиконечных звезд, расположенных в один ряд и связанных между собой маленькими вьющимися побегами.
Среди разновидностей ковров Карабаха можно выделить «хонцореск», которые были изготовленные в сельской местности. Украшались такие ковры простой композицией из одного-двух медальонов, дополненные спиральными завитками и декоративными мотивами, похожими на «ожерелье облаков», за что эти ковры получили свое второе название «с облаками». Есть мнение, что такие орнаменты являются переработкой старых форматов с птичками или рисунков с драконами. В центральном поле ковра изображали ярлык со свастикой — это было присуще иконографии Кавказа. Центральное поле обрамляла полоса бордюра, как правило, белого цвета. Сам же бордюр был украшен разнообразными узорами и рисунками, чаще всего растительным мотивом в виде зубчатых листьев или извивающиеся двойные побеги.
Часто можно встретить и другие виды ковров, хотя они и являются большой редкостью, именуемые «казым ушак», которые имеют спорное происхождение. Шурманн приписывает их создание кавказским курдам, в то время как некоторые русские исследователи склонны считать их работой армян, основываясь на повышенной плотности узлов и на том, что иногда на этих коврах имеются надписи по-армянски. Орнамент этих ковров своеобразен. Центр поля занят одним или несколькими крупными медальонами белого цвета. Рисунки в форме креста внутри них, часто красного цвета, заполнены четырехлепестковыми элементами. Общий фон центрального поля чаще всего синий. Сверху добавлены узоры в виде буквы «игрек» светлых ярких цветов, украшенные стилизованными пальметтами, очень похожими на зубчатые листья, характерные для старинных композиций с драконом.
Среди прочих малых декоративных сюжетов иногда встречается мемлинг-гёль. Напротив, орнамент бордюра этих ковров ничем не выделяется и полностью повторяет орнамент ковров «келабард» и «хонцореск». Между тем иконография ковров, которые были изготовлены в городах, а именно в Шуше, Чанаке, Степанакерте и Агдаме, носит категорически другой характер. Многими своими сюжетами она примыкает к соответствующим мотивам сефевидских орнаментов. Бесконечной цепью разворачиваются на поле растительные мотивы персидского происхождения, в том числе боте, герати и мина-хани. Монотонность декоративного узора компенсируется богатством и насыщенностью цветовой палитры.
В ковровых изделиях, что принадлежат городу Горадиз, четко прослеживается видоизменение растительных мотивов. Здесь изогнутые листочки, свойственные типу боте, очень напоминают клешни скорпиона. В городе Чанник изготовляется два вида ковров. Один из них имеет отличительные особенности иконографии в виде ступенчатых ромбов, что окрашены в темные цвета. Они бесконечным узором разворачиваются по полотну ковра четкими параллельными рядами. Такая композиция отчетливо выделяется на общем фоне, выполненного в ярко-красно или розовом цвете цикламена.
В орнаменте таких ковров часто можно встретить преобладающий мотив растительности, а именно — узоры виноградной лозы, что полностью противоречит особенностям привилегированной иконографии на Кавказе в виде геометрических форм. На ковры этого типа существенное влияние оказали анатолийские молитвенные коврики, где отчетливо прослеживалось очертание михраб в виде наконечника стрелы. Внутри же формы заполнялись красочными стилизованными мотивами и растительными формами в виде боте. Часто они располагались в виде многоцветной полосы, которая по диагонали пересекает михраб.
Технические характеристики ковров Карабаха
• Цвет. Ковры Хондзореска отличаются нежными и мягкими тонами, но иногда — это броская и пестрая расцветка, удивляющая своей изысканностью и неповторимостью. Для основного фона предпочтительный будет красный цвет, а основной элемент полотна — медальон, имеет синий или зеленый окрас. На таком фоне отчетливо видны самые мелкие детали узоров и изображений, которые гармоничным хороводом образуют причудливые формы и символы. Здесь также изображены растительные, цветочные и геометрические формы, а также маленькая свастика боте. Расцветка ковров «казым-ушак» не отличается от ковров из Келабарда или Хондзореска.
• Материал. За основу использовался хлопок, а для создания ворса применяли высококачественную шерсть.
• Изготовление. Челнок с двойной нитью иногда дополнялся технологией «пуп бафт» с грубым, тонким или сверхтонким плетением.
• Внешний вид. Для ковров Карабаха свойственны скругленные борты и симметричные или ассиметричные узлы. Узоры выполнялись в стилизованном растительном формате с добавлением традиционной символики, типа число 4, восьми- и шестнадцатиконечные звезды, животные-талисманы, древо жизни, ниша с лампадами.