Винтажный, домотканый иранский ковёр «Иран Джошаган». Ковёр соткан в 50-х годах XX-века. Ковер был продан в 2016 году
Ключевые характеристики:
-
Характеристики вязки: 90 (девяносто) узлов на 1 (один) квадратный дюйм (такая плотность вязки, среди экспертов по ковроткачеству считается достаточно высокой);
-
Общие размеры полотна ковра: длинна — 1,95 метра, ширина — 1,35 метра;
-
Нити спрядены кустарным методом, без применения машин;
-
Окраска шерсти — ручная, без применения синтетических красителей.
Дополнительная информация:
-
Была отреставрирована обметка борта (бахромы).
Не смотря на высокую плотность вязки — полотно тонкое и очень мягкое на ощупь (это даже визуально видно по фотографии, где ковер собран пальцами в складки). Такая мягкость достигается афганскими ткачихами ковров за счёт использования овечьей шерсти в качестве основы ковра, а в качестве ворса – умягченной овечьей шерсти. При производстве ковра также была использована верблюжья шерсть в качестве бахромы.
В сюжете узоров ковра присутствует редчайший символ – ядовитый гриб мухомор.
Грибы разрешенная пища для народов, исповедующих Ислам. О допустимости употребления грибов прямо указанно в 87 аяте суры «аль-Маида».
Однако наркотические вещества, в том числе мухоморы – строжайше запрещены. В сюжете ковра запечатлён «выживший мем» доисламского периода Ирана. Мем языческого государства Бактрия (государства находившегося на месте современных Ирана, Узбекистана, Таджикистана и Афганистана). Жрецы этого государства использовали мухоморы для приготовления «Сомы» наркотического напитка, используемого в религиозных действах. «Сома» больше известна нам по антиутопическому роману «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли и возможно именно размышления о судьбе народа Бактии имевшего очень жёсткую кастовую систему навели Хаксли на написание своего выдающегося романа.
В узорах ковра присутствуют «рожаницы» — символические изображения рожающих женщин, которые замаскированы под цветы и растения. Считается что «рожаница» — славянский символ, однако взяв за основу теорию «мема как нового гена», выдвинутую в 1979г Ричардом Докинзом в его выдающейся книге об эволюции «Эгоистичный ген», можно предположить что «рожаница» куда более древний «символ-мем» пришедший в дохристианскую Русь и в доисламские страны средней Азии из одного более древнего источника.
Так же в узорах орнамента ковра присутствуют традиционные персидские орнаменты: сад «Джа́ннат» и защитные круги. Ромб в центре ковра — символ единого божественного источника Вселенной. Так же в узоре присутствуют доисламские мифологические узоры благодатного древа жизни, изображения небесных светил, розетки роз, а так же условное изображение животных.
В соответствии с законами Шариата изображение людей и животных является недозволенным с морально-общественных норм деянием («макрух»). Звери на ковре изображены условно.
Ковер был приобретён Станиславом в г. Джошаган, в Западной части Ирана, во время переезда из Кумома в Исфахан.
В 15 — 16 веках ремесленники Джошагана активно развивали искусство производства ковров. Ковры этого региона хранятся во многих музеях мира (например, коллекция ковров этого региона есть в музее Виктории и Альберта в Лондоне), а также высоко ценятся коллекционерами изобразительного искусства Азии и Ближнего Востока.