Борачалы
Многие знают о существовании казахской группы, к которой относятся ковры Гянджа-Казахского типа. Именно об этих творения пойдёт речь дальше, ведь под наш внимательный взор попали «Борчалы» — кавказские ковры.
Нет ничего удивительного в том, что и в этот раз название связанно с территориальными особенностями, а конкретно — с регионом Борчалы, который находится в Казахском районе.
На данный момент эта территория входит в состав Грузии, но, тем не менее, большая часть населения — этнические азербайджанцы. Регион, в принципе, может похвастаться высоким уровнем изготовления ковров, в соседних сёлах присутствует множество ковроткацких пунктов, которые за многие годы приобрели заслуженную репутацию.
Если взять небольшую историческую справку касательно народа, населяющего эту местность, выйдет, что изначально оно пошло от племени, носившего название «борзалы». Можно найти и куда более интересные факты — изначально его представители обитали на совершенно другой территории, но после, по приказу одного из правителей были переселены на территорию Грузии.
Сотни лет назад в их распоряжение отошли хлопковые поля, что и определило дальнейшее развитие, в том числе и самого искусства создания ковров в регионе. Удивительный талант позволил изготавливать настоящие примеры того, как нужно делать ковры.
Учитывая, что изначально предки племени проживали на территории Иранского Азербайджана, они привнесли в новый регион свои, уже сформировавшиеся традиции. А после вдохновились казахской школой и смогли в результате синтеза двух этих направлениях создать и вычленить из общего что-то уникальное и характерное только для себя. Собственно, таким образом, и создавалась школа ковроткачества, подарившая нам и всему миру непревзойдённые «Борчалы».
Художественные особенности
На сегодняшний день существует несколько вариантов оформления ковров, которые зависят от используемых мотивов и орнаментов. Но есть в них и кое-что общее, распространяющееся на все изделия. Например — использование тотемов и мифологических верований. Скорей всего, сотни лет назад это было частью чего-то религиозно-мистического, что передавалось из поколения в поколение и формировало верование. Но спустя такое количество времени основной посыл был утрачен, а религиозная тематика попросту забыта и имеющиеся на данный момент изображения несут строго декоративный характер.
Первый вариант
«Чобанкере» — это название первому и самому часто используемому варианту дали не искусствоведы, а сами ткачи. И, конечно же, у данного ковра имеются определённые уникальные особенности. Например, на центральной оси симметрии, в вертикальном положении, изображены два гёля. Речь идёт о срединном поле. Но это ещё не вся композиция и, ведь по всем сторонам центрального гёля имеются изображения деревьев удивительной красоты. На этих же коврах, в разных вариациях, иногда присутствуют частицы домашнего очага, а так же изображены птицы и верблюды.
Второй вариант
Существует два варианта названия — «Фарахли» и «Курбагаоглы», в зависимости от села, в котором был создан сам ковёр. Один из вариантов толкования названия преподносит нам перевод самого слова «курбагаоглы» — «с лягушкой», что позволяет судить об орнаменте самих ковров. Есть ещё несколько небольших центров производства, все они расположены в одном районе в относительной близости друг от друга, что определило и их культурные особенности, помогло объединить в одну группу и классифицировать.
Касательно художественного оформления — во всех случаях гёлеподобные элементы образуют продолговатую фигуру или попросту идёт параллельно. Над загадкой искусствоведы бились на протяжении длительного времени, но ответ оказался довольно простым.
Помог его получить Лятиф Керимов, который в 30-х годах прошлого столетия поприсутствовал на совете старейшин Казаха. Речь идёт о ткачах, которые всю свою жизнь положили на создание уникальных произведений искусства, кто как не они могут знать ответ на имеющийся вопрос? Сам совет продолжался на протяжении двух дней, и Керимов смог выяснить у одного из его участников интересующую информацию. Благодаря этому мы знаем, что на орнаменте изображена лягушка. С точки зрения местного населения, именно она является уникальным животным, ведь: «В воде она как рыба, а на Земле — будто соловей».
Если заняться более глубинным анализом, можно прийти к выводу, что некогда лягушка выступала в роли тотемного животного, и на заре своего существования орнамент мог иметь религиозный подтекст. Но со временем ситуация изменилась, изначальные знания были потеряны, и лягушка осталась лишь в качестве декоративного изображения, не неся никакой религиозной нагрузки и не выступая в роли тотема для дома и рода.
Третий вариант
Ещё один из популярных вариантов, значительно отличающийся от всех остальных — «Зейванишан». Основное его место производства расположено в селе Кызылджа что территориально находится на северо-западе Марнеули. Как уже говорилось, отличия довольно существенные и выражены не в орнаменте бордюра или каком-то незначительном дополнительном элементе срединного поля, речь идёт о крестовидном медальоне, который расположен в самом центре композиции. На самом деле, изображение вовсе не символизирует крест, более того — не имеет к нему никакого отношения, ведь на ковре изображён герой в войлочной бурке и огромной мохнатой папахе.
Четвёртый вариант
А уже он носит название «Лембели». В данном случае имеются чисто визуальные отличия — гёли куда больших размеров, выполненные, как правило, на белом фоне. Старейшины заявляют, что в основе гёлей лежат стилизованные изображение черепахи или лягушки, что отсылает нас к «Фарахли».
Пятый вариант
И здесь то же название — «Лембели». На первый взгляд может показаться, что они практически идентичны первому и четвёртому варианту, но отличия заметить совсем несложно. Скрываются они в размере гёлей и цвете срединного поля — в фоне. Кроме того, имеет место чередование этих самых гёлей, что создает одно из самых существенных отличий.
Технические особенности
Размер зависит от варианта ковра, внушительными габаритами могут похвастаться четвёртый и пятый. Что касается плотности узлов, здесь она несколько ниже — речь идёт о наличии от 80 до 120 тысяч узлов на каждый квадратный метр материи. А вот высота ворса составляет от 8 до 12 мм.
Перед покупкой любого ковра следует хоть минимально ознакомиться с его историей и проследить культурные особенности, благодаря которым он имеет именно такой внешний вид. Ведь композиция имеет первостепенное значение, за сотни лет работы найдены оптимальные технологии создания самой материи и высокий уровень качества характерен для каждого изделия.
Основное, в чём они могут конкурировать между собой — срединный рисунок и оформление каймы.
Следует понимать, что самостоятельно разобраться в вопросе крайне сложно — ведь для этого необходимо знать историю региона, особенности культуры, быта и верований народа, создавшего тот или иной ковёр. Настолько глубоко погрузиться в это, не потратив многие годы своей жизни — попросту невозможно. Поэтому необходимо найти специалиста, который сможет правильно объяснить, что означает тот или иной рисунок и как он вообще появился в уникальном узоре. Ведь самостоятельные выводы и суждения могут быть ошибочны, из-за неверного толкования.
В особенности, это характерно для представителей западной культуры, которые только знакомятся с миром ковроткачества. Это долгий путь, но этой тропой стоит пройти, чтобы иметь возможность по достоинству оценить настоящие произведения искусства, мимо которых в иной раз вы бы прошли, даже не обратив внимание. Стоит увидеть в этом нечто красивое и уже сложно остановиться в вопросах познания нового.
И, конечно же, стоит найти компанию, которая продаст вам именно оригинальные изделия, созданные по имеющимся технологиям. При этом, цена должна быть адекватной, а ещё — присутствовать возможность быстрой доставки в ваш регион. Мы можем похвастаться всеми этими преимуществами — более того, предлагаем множество вариантов оплаты товара, чтобы не возникло неудобств и не пришлось переплачивать дополнительные проценты за комиссию.
Оформить сделку можно как на самом сайте, нажав всего несколько кнопок и указав все необходимые данные, так и позвонив по указанному сверху номеру телефона. Каждый клиент, гарантированно, получит индивидуальный подход. Более того, мы поможем вам в выборе ковра, в зависимости от ваших предпочтений и потребностей — подберём лучшее из того, что у нас представлено.
Что касается ассортимента — наш интернет-магазин может похвастаться одним из самых обширных выборов, что особенно важно, когда речь идёт о покупке «для души». А в разделе « ВОПРОС ОТВЕТ » вы найдёте для себя всю необходимую информацию, заботливо разделённую и представленную в самой доступной форме.
Подводя итоги можно сказать, что, если вам нужно что-то действительно качественное и эксклюзивное — смело обращайтесь к нам, мы готовы предложить множество достойных вариантов, которые стоят вашего внимания и смогут удовлетворить даже самые серьёзные запросы. Выбор и покупка «своего» ковра — ответственный процесс.