Размеры: 1.2м на 1,95м
Дагестан — «Страна гор» — с давних времен имея развитое ковровое производство, причем там выделывались как ворсные, так и безворсные узорчатые ковры (паласы и «сумахи»).
В настоящее время выделяются три основных района, производящих ковры. Из них важнейший — на юге Дагестана, где сосредоточено артельное производство. Другой район находится на севере Дагестана, где домашнее производство ковров сосредоточено у кумыков. Третий район — в центральной части Дагестана, где ковроделием занимаются авары и где вырабатываются главным образом гладкие ковры.
Среднее поле некоторых ковров заполняет идущий рядами мотив «плод миндаля». Несмотря на однообразие этих фигур, среди них нет одинаковых по рисунку и расцветке, а их около сорока. Такое разнообразие трактовки того же мотива свидетельствует об исключительной творческой изобретательности, характерной для народного творчества. Широкая полоса каймы этого рисунка нередко встречается в дагестанских коврах. Ниша верхней части ковра занята стилизованными цветами, в которые плавно переходят мотивы среднего поля.
В коврах намазлыках середины XIX века удачно композиционное решение, основой которого служит заполнение среднего поля стилизованными цветами на коротких вертикальных стеблях. Они разделены между собою сетью линий, идущих в диагональных направлениях, на всем пространстве среднего поля. Цветы меняют свою форму и расцветку.
Точно так же и окружающая их сеть нарисована свободно (она все время разнообразит свой узор). Такой сетчатый рисунок в центральном поле характерен для многих ковров Дагестана. Очень часто в них мы. встречаем такой рисунок каймы. Происхождение его не выяснено. Вернее всего, это какой-либо растительный мотив, геометризованный до полной неузнаваемости. В одной из типичных для Дагестана композиций среднее поле занято крупными, во всю ширину, восьмиугольными звездами. В дагестанском ковре такие звезды более решительно очерчены и расцвечены, чем в коврах других стран, что придает им своеобразный, чисто кавказский характер. При этом обнаруживается рисунок струйчатых оросительных потоков, соединяющих эти звездообразные фигуры.
Значительно проще по композиции небольшой ковер, воспроизведенный на рис. 59. Особенно характерно для дагестанского ковра этого типа заполнение среднего поля косыми полосами разных цветов; в данном случае они синие, красные, палевые с орнаментом в тех же тонах. Чисто дагестанский рисунок можно заметить в широкой кайме, орнаментация которой состоит из сильно геометризованных форм.
В узкой наружной кайме идет рисунок из одинаковых форм, но в двух разных расцветках. Этот орнамент встречается и в Азербайджане, и в других странах Востока.
В более поздних коврах Дагестана часто замечается наличие азербайджанских мотивов, а в Азербайджане часто встречаются мотивы Дагестана, так что характер и тех и других ковров в значительной мере сближается.
В XX веке замечается упадок ковроделия в Дагестане, особенно во время войны 1914—1918 годов.
Среднее поле Дагестанского ковра заполнено крупными мотивами; растительные формы расходятся от центральной части в четырех направлениях. В коймах — сильно геометризованный рисунок, встречающийся в коврах Закавказья. Здесь проходят узкие полосы струйчатого рисунка.
С Среднее поле занято крупными связанными между собой фигурами прямолинейного рисунка, вокруг них идет сплошная полоса струйчатого рисунка. В кайме— изображение волн. Ковер выдержан в синих, красных и оранжевых тонах.
Фон — синий, рисунки — коричневого тона или красные тона.
Часто Ковры работы артелей юге Дагестана имеют сходство с мотивами азербайджанских ковров «казах».