Размеры: 1,60м на 2,46м
Кавказский ковер до нашего времени сохранились ковровые изделия Кавказа XV—XVII и более поздних веков. Их исполнение свидетельствует о том, что этот период не является начальной стадией коврового искусства на Кавказе: только в течение ряда веков могли сложиться столь высокие художественные достижения и производственные навыки.
Страны Кавказа состояли из мелких феодальных княжеств, население которых страдало не только от эксплуатации местных феодалов, но и от захватнической политики окружающих государств. Еще при Петре I влияние русского царизма распространилось на Дагестан, а страны Восточного Закавказья находились в зависимости от Ирана, который покровительствовал эксплуататорской политике местных князей.
По мирному договору 1723 года с Ираном Россия получила побережье Каспийского моря, приостановив агрессию со стороны Ирана и Турции по отношению к Армении и Грузии. Петр старался развить внешнюю и внутреннюю торговлю и заключил торговый договор с Ираном. Оживилась и расширилась торговля c Средней Азией. Население Кавказа вовлекалось, таким образом, в торговые отношения с соседями.
Среди населения Кавказа были широко распространены кустарные промыслы, особенно ковроделие. Несмотря на политическую зависимость от соседних стран, ковроделие Кавказа сохранило свою самобытность, и ковры Дагестана и Закавказских стран имеют свой ясно выраженный характер.
При феодальной эксплуатации лучшие ковры отбирались феодалами для «двора» и иногда делались по особым заказам. Но и такие «придворные» ковры на Кавказе были изделиями народного творчества, так как они не выделывались по рисункам записных художников, как это происходило в придворном ковроделии Ирана, а создавались мастерами на основе народной традиции.
Основой композиции кавказских ковров всегда были образы цветущей природы, иногда при очень значительной стилизации растительных форм. До сих пор сохранились рассказы о том, что в давние времена мастерицы выходили с ковровыми станками на цветущий луг, чтобы составлять рисунки непосредственно по живым образам растительной природы.
В старинных коврах четко выражена общая композиционная идея, ясно трактованная в крупных стилизованных цветочных и растительных орнаментальных мотивах, с подчинением мелких деталей основному художественному заданию. В XVIII веке очень распространен был тонкий ажурный рисунок из мелких цветочных и орнаментальных мотивов, образующих сплошную сеть из стилизованных форм растительности.
Упадок коврового дела на Кавказе начинает сказываться с середины XIX века и в полной мере проявляется к концу XIX— началу XX века (при массовой работе на внутренний и иностранный рынки). Введение анилиновых красителей, начиная с 1870-х годов, губительно влияло на технические и художественные качества ковров.
В ковровом рисунке этого времени наблюдаются упрощенческие тенденции, растительные рисунки приобретают сухой, далекий от исходных образов геометрический характер, композиция состоит из крупных геометрических схем в виде прямоугольников и ромбов, при заполнении их мелкими формами.
Крупные орнаментальные мотивы до того схематизованы и геометризованы, что их первоначальное значение трудно уяснить, а живая связь между ними утрачивается в композиционном построении. Очень часто мелкий орнамент органически мало связан с крупными формами рисунка и служит только для механического заполнения свободных пространств фона.
В советский период, в связи с общим подъемом культуры, начинается работа над усовершенствованием технического и художественного качества коврового дела. Проводятся мероприятия по устранению анилиновых красок и замене их прочными растительными. Ведется работа над развитием реалистических ковровых рисунков.
Особенно замечательны достижения грузинского советского ковроделия по созданию новых ковровых композиций на основе изучения культурного наследия страны в области архитектурной декорации и книжных украшений.
Ковры Советской Грузии представляют собою прекрасные произведения народного творчества. Среди них есть и ковры советской тематики.
Среди старинных ковровых изделий Кавказа существует ряд разновидностей, различающихся между собою по тематике и колориту и вместе с тем сохраняющих общие черты, свойственные местным творческим традициям.
На рис. 36 изображен ковер, относящийся к XVII веку. На темносинем фоне среднего поля ритмично расположены крупные стилизованные цветочные формы, частью в виде розеток. Они связаны между собою растительной сетью с цветами (носящими условное название «родосских лилий»); иногда они более светлого, иногда более темного тона, с массивными стеблями. Среди мелкого рисунка, окружающего основные фигуры композиции, есть и небольшие цветы, условно изображенные фигуры птиц. По краю среднего поля идет мелкий ажурный рисунок мотива «плод миндаля». Он дает постепенный переход к коймам, среди которых— два бордюра из цветов гвоздики, очень типичных для азербайджанской орнаментики.
При покупке любых ковровых изделий следует иметь хотя бы общее представление о технологическом процессе коврового производства. По технике производства ковры разделяются на две основные категории:
ковры с ворсом, в том числе и с ворсом стриженым
ковры гладкие, безворсные — «паласы», или «килимы».
Более распространены ворсовые изделия их техника имеет характерные, специфические особенности, свойственные именно коврам.
Гладкие, безворсные (Безворсовые) ковры по своей технике и по внешнему виду имеют много общего с тканями, их поверхность состоит из переплетающихся нитей основы и утка, образующих расцвеченный рисунок. Как мы уже видели, ковры имеют самое разнообразное назначение, и в соответствии с этим меняются их форма и рисунок, но все же наиболее частое назначение ковров — покрытие пола.
Когда рисунок требует тонкого исполнения, когда он состоит из фигур людей и животных или из плавных линий растительного орнамента, необходимо применение очень мелкого узла, чтобы зубчатость контура была едва заметна. В некоторых случаях, хотя и редко, для тонкого и сложного рисунка применяют «одиночный» узел, т. е. завязывают его не на двух, а на одной нити. Малый размер узла достигается не только тонкостью пряжи, применяемой для узлов, но и тонкостью основы.
В некоторых коврах с шерстяным ворсом употребляли для основы тонкий крученый шелк (это позволило натянуть основу ковра более туго, так как шёлк еще тянется там, где уже рвется шерсть) и соответственно можно вязать узлы более мелко. В одном и том же ковре узлы бывают одного размера, поэтому плотность изделия определяется числом узлов на квадратную единицу поверхности. В некоторых коврах приходится около 8 тысяч узлов на квадратный дециметр. Это очень большая, но не предельная плотность; в современных тонких коврах плотность иногда доходит до 10 тысяч узлов на квадратный дециметр, или около миллиона на квадратный метр. Отсюда видно, насколько сложной и трудоемкой работой является ковроделие.
Только завязать миллион узлов уже составит огромный труд, а сделать это в соответствии с рисунком, постоянно меняя цвет узлов, несравненно сложнее.
Высказанные выше соображения дают некоторое представление о технике выполнения проектного рисунка. Он не должен иметь слишком тонких линий, иначе будет невыполним в натуре. Линии должны быть не тоньше 2—3 мм, но и эта толщина требует довольно мелкого узла, поэтому желательно применять в рисунке более толстые линии, не допуская упрощенчества.
Мастера применяют, по возможности, более крупные массы цвета, более крупные узоры, а не мелкие рисунки графического характера, так как измельчение рисунка усложняет и без того трудоемкую работу. Более крупный рисунок придает более декоративный характер ковру.
Важным аспектом ковра является факт каким образом был связан узел, существует 2 типа узлов:
Узел «Сеннех» или «Сенне»
Узел «Гиордес»
Узел, называемый сенне, встречается в ковроделии различных стран. Узел Сенне асимметричен по своей форме в отличие от симметричного узла «гиордес». В этом последнем нить пряжи обвивает первую и вторую нити основы, между которыми выдергиваются оба конца узла. В узле же «Сенне» один конец пряжи выдергивается между первой и второй нитями основы, а другой конец между второй и третьей нитями основы. Если рисунок будет исполнен на бумаге с квадратной клеткой, а затем выполнен таким узлом, то он будет искажен и окажется вытянутым в направлении утка. Применение того или иного узла не оказывает заметного влияния на техническое и художественное качество ковра. Существует много прекрасных ковров различных стран; одни из них выполнены узлом Сенне, другие — гиордес. По внешнему виду ворса и общему впечатлению нельзя определить, какой из узлов применен в данном случае. Для выяснения типа узла надо тщательно рассмотреть ковер с лицевой и обратной стороны, сгибая его, чтобы видеть строение и фактуру. Применение того или иного узла определяется долголетней традицией, на основе которой работают мастера в данной местности. Это необходимо принимать во внимание при проектировании ковров определенного национального стиля.
В качестве материала для ворса ковров ручной выработки используется главным образом шерстяная пряжа. Чаще всего применяется овечья шерсть, но наряду с нею пользуются также шерстью коз, верблюдов и других животных. Иногда шерсть применяется не только для ворса, но и для пряжи основы и утка; в этом случае весь ковер исполнен из шерсти. В некоторых случаях, когда намерены придать ковру особенно роскошный вид, применяется шелк.
Но все же для ворса более пригодна шерсть. Шелк очень хорош для основы в коврах исключительно тонкой работы с мелким узлом. В настоящее время для основы и утка широко применяют бумажную пряжу. Для ворса же она используется только частично, в некоторых случаях, когда желают ввести в колорит ковра ярко белые тона, например в «пендинских» коврах.
Некоторые из материалов, идущих для изготовления ковра, применяются в неокрашенном виде. Основа в ворсовых коврах обычно сохраняет свой натуральный цвет. Уток иногда окрашивается, но чаще он также сохраняет естественный цвет. И основа, и уток в стриженых коврах скрыты ворсом, основа видна только в бахроме на концевых сторонах ковра. Шерсть естественного цвета часто употребляется для белых, черных и некоторых других тонов. В коврах нередко встречается верблюжья шерсть в ее естественном виде, без окраски; окраску эта шерсть принимает плохо. Анилиновые краски очень непрочны, они выцветают от действия света, линяют при смачивании и под действием сырости. В настоящее время найдены способы получения искусственных прочных красителей которые могут конкурировать с растительными по качеству и прочности, но превосходят их дешевизной и простотой применения. Во всяком случае, при пользовании искусственными красителями они предварительно должны быть всесторонне испытаны лабораторным путем. При проектировании расцветки ковра надо иметь в виду, что поверхность ворса обладает свойством придавать особую мягкость, глубину и согласованность колориту. Если пряжу, которой исполнены белые тона, положить рядом с белой бумагой, то обнаружится, что тона, которые в общей гамме ковра производят впечатление белых, в действительности темного сливочного или коричневато-серого цвета.
Чисто белый тон очень редко встречается в коврах (например, в пендинских ковровых изделиях). Для получения такого цвета используется белая бумажная пряжа, так как натуральная белая шерсть имеет обычно желтоватый оттенок и для этой цели не подходит. То же явление наблюдается и в других тонах ковра. Благодаря ворсовой поверхности они кажутся более насыщенными и яркими. При проектировании ковра не следует увлекаться много — цветностью ковровой гаммы. Можно создать ковер в любом колорите, пользуясь шестью-семью тонами. В некоторых случаях можно ограничиться и меньшим их числом и получить ковер в двух, трех, четырех тонах, вполне отвечающий художественным требованиям.