Размеры 1.7м * 1.30м
О символике ковров Афшан.
Мало кто интересовался влиянием тамплиеров на историю нашей (разделенной) страны.
О религиозном влиянии ордена на Грузию и Армению, на Кавказ читали единицы. Символ тамплиеров , о котором знают все?
Да, крест и роза. Сможете рассмотреть сами? Если вы столкнетесь с легендой о Сафар (это название носят ковры Афшан в Дагестане), то рассмотрите ее в таком ключе: Сафар это Мария Магдалина, Пастух — Спаситель. А тамплиеры,как теперь знают все , спасибо Дэн Брауну, сохраняли Грааль , королевскую кровь — жену Христа и ребенка.
Сафар значит путешественница
Ковры района Кубы
В северной части Кавказа расположена гористая местность Дагестана. Этот район Шурманна-Керимова в Дагестане издавна славится производством уникальных в своем роде ковровых изделий. В результате наложения мнений и исторических фактов, этому району начали приписывать характерные особенности при изготовлении ковров, а именно — грубый и высокий ворс. Ковры такого формата, как тогда считалось, принадлежали авторству местных лезгинских племен. В подтверждение тому господствовало мнение, что мастерам этого района было свойственно использовать специфические иконографические элементы лезгинских племен, и самым ярко выраженным из них была пресловутая лезгинская звезда.
Если разобраться в исторических сюжетах, то правда была немного другой. Дело в том, что эти лезгинские племена уже в начале 19-го века относились к жителям прилегающих городов, расположенные между Кубой и Дербентом. Судя из этого, выделять продукцию ковровых изделий этой местности с ее отличительными особенностями не имеет смысла и является исключительно произвольной попыткой создать индивидуальную атрибуцию. Кроме того, в ходе исторических исследований было выяснено и достоверно подтверждено фактами, что производство ковров и подобных изделий в те времена в районе Дагестана было малоразвитым, качество изделий было на самом низком уровне. Судя из вышеизложенных фактов можно сказать, что точка зрения, поддерживающая кубинское происхождение ковров из северо-восточных районов Кавказа является более аргументированной и сложенной.
Ковровые изделия местного происхождения имеют отличительные особенности, которые не свойственны для продукции других районов Кавказа. Здесь присутствует изобилие растительных мотивов, изящно подобранных под каждый формат ковра, а также богатый орнамент и колорит в сюжетных оформлениях, реализованы через опыт и мастерство местных умельцев.
Особенности и материалы ковров Кубы
Ковры районов Кубы имеют отличительные и характерные особенности, отличающиеся от ковровых изделий из Ширвана. Использование качественного материала и технология производства — это основные особенности ковров Кубы. В качестве основного материала используется высокий бархатистый ворс, который имеет чрезвычайно упругую и пружинистую структуру. С помощью специальной техники «лул бафт» ковру придавалась высокая прочность, плотность и узнаваемая фактура. В некоторых вариациях ковровых изделий изголовья изготовлялись по технологии «сумах» или применялась фактура «пчелиных сот». Одним из разновидностей ковров Кубы является «кики» (по имени деревни Дара-Кики), характерной особенностью которого можно назвать маленькие геометрические размеры и большая плотность нанесения узорных линий и иконографии. Для его изготовления чаще всего использовались шерстяные нити (для основы) или хлопковые (для уток или узоров).
Иконографические особенности и мотивы
Иконографические особенности ковров Кубы имеют переделанный формат персидских композиций «афшан». Для этих ковровых изделий характерными будут разбросанные по всему ковровому полотну растительные мотивы, где преимущественно изображены раздвоенные листья, виноградные побеги и розетки, а также стилизованные и авторские мотивы. Особый вариант переработки растительных мотивов можно наблюдать в сюжете «кхарканги», то есть «крабовом узоре», получившем свое название из-за того, что главная пальметта в этой композиции своими очертаниями напоминает краба.
Все декоративное богатство этих ковров находится в бордюре. Главной особенностью исполнения этой части является техника создания рисунка, называемая «куфический стиль» — это непрерываемая линия мелких рисунков в точных деталях, которые изображены последовательно в рядах. Когда любуешься этими изящными коврами, нельзя не восхищаться мастерством и талантом здешних мастеров, руки которых смогли создать такие оригинальные изделия.
Керимов предложил следующую классификацию рисунков, которые чаще всего встречаются в орнаментах ковров «кики». Первый тип «сирткики» представляет собой последовательность мелких, разнообразно окрашенных «мемлинг-гёль»; второй «алкагёлькики» перемежает цепочку «мемлинг-гёль» рядами цветов овальной формы и яркой расцветки с восемью лепестками. Орнамент последнего типа, называющийся «курдангёлькики», представляет собой всего два ряда узоров: первый состоит из восьмиугольников с помещенными внутрь розетками или восьмиконечными звездами, за ним следует второй — из стилизованных пальмет.
Скромность и бедность центрального поля в коврах «кики» с излишком перекрывалось изобилием орнамента, линий и различных символов на бордюре. Эта часть была поделена на множество вертикальных и горизонтальных полос, где каждый сектор имел свой особый цвет. Чаще всего сюжетная линия бордюров разбавлялась различными растительными мотивами, например, раздвоенные листки или ветки деревьев, которые в свою очередь были поделены полосками в диагональном направлении. На языке мастеров для коммерции эта технология имела название «бисквит», поскольку напоминала верхнюю ромбическую структуру.
Также бордюр имел цветочные композиции в отдельных рамках, между которыми создавалась яркая связь в виде вьющихся растительных побегов. К северо-востоку от Кубы есть маленькое поселение Карагашлы, по имени которого был назван тип ковров. Изначально эта идея развивалась из вазовой композиции «аршанг», но спустя несколько лет иконография потеряла какое-либо сходство с реальными сюжетами. Эволюция изображений была направлена на геометрические формы, где даже растительные мотивы перекрывались ромбическими фигурами, вертикальными и горизонтальными линиями и узорами.
На главной полосе бордюра часто повторяется мотив тюльпанов со стилизованными листьями. Яркий голубой оттенок этих ковров считается отличительной особенностью ковровых изделий Кубы. Существует еще одна разновидность ковров, которая ярко демонстрирует типичную принадлежность изделий к этой местности, а название происходит от имени небольшого местечка в районе Кубы — «перебедил».
Главным элементом орнамента ковров «перебедил» является «вурма», так называемые бараньи рога. Эта иконография, как правило, размещалась на центральном поле ковра и имела символическое значение. Местные жители верили, что «вурма» — это оберег, имеющий магические свойства. Это стилистическое направление можно назвать переделанным форматом парного изображения животных, которые были повернуты друг к другу, например, драконы, орлы, бараны и другие образы. Сложные и разнообразные мотивы этого орнамента достаточно разнообразны — белые восьмиугольники, ромбы и другие геометрические фигуры, розетки в форме звездочек и необычные изображения животных, как правило, тоже белого цвета. Бордюр в основном заполнен «куфическими» письменами, сюжетами в стиле «медакхел» или диагональными полосами.
Недалеко от Перепедила расположен небольшой городок Зейкхур, откуда, по предположению многих историков, взял начало еще один вид ковровых изделий со своим отличительным орнаментом и иконографикой. Главными отличительными характеристиками можно назвать решетчатую структуру линий и символов, которые, без всяких сомнений, относят эти ковры к ковровым изделиям с драконами.
В орнаменте центрального поля сразу бросаются в глаза взаимно перекрывающиеся розетки ярких цветов, которые еще называют «испингёлькики». Они выпускают по диагонали четыре роскошно отделанных лепестка, которые придают этой декоративной композиции форму, сильно напоминающую андреевский крест. У этих ковров довольно широкая кайма, где вариант узора, полученный переработкой мотива «бегущий пес», располагается рядом с узкими полосами, заполненными куфическими письменами или узором «медакхел».
Что касаемо общего фона ковров Зейкхура, то они имеют синий или голубой оттенок, свойственных для большинства изделий такого формата. Реже использовался золотисто-желтый или оранжевый цвет со светлой тональностью. Выделяют еще один вид ковров, именуемые «гулум». Для них свойственно размещение в центральной зоне одного медальона на решетчатом, ромбическом фоне. В сторону изголовья ковра, как правило, отходят две орнаментированные линии или символа, а в углах ковра располагались воспроизведения четвертой части основного медальона, которые по идеи соединялись в центральной части ковра.
Конагенда — это еще один вид ковров ручной работы, которые подразделялись на две отличительные группы. Для первой группы свойственным было изображение ромбического медальона в центре поля ковра. Ступенчатая структура отходящих линий и орнамента с контуром, основа которого геометрические фигуры, в частности восьмиугольники. Такой стиль был характерным для туркменских изделий, поэтому он оказал существенное влияние на орнамент кубинских ковров.
Вторая группа также была с отчетливыми туркменскими особенностями, а именно — ромбическими формами орнамента, узоры из многоугольников и различные символы, напоминающие геральдический щит или шкатулку. Большой интерес представляют и другие типы ковров: одни повторяют мельчайшие детали узоров ковров «кики», другие — сюжет «широшекари», позаимствованный из соседней Персии, порой присоединяя к нему «михраб».
Ковры из Дагестана всегда имели контрастное разделение между центральной областью (яркие синие или голубые цвета) и бордюром, где преимущественным был тусклый оттенок, где, как правило, изображались растительные символы, цветы и мелкие иконографические мотивы. Декорация зоны бордюров была очень разнообразна, поэтому в этой зоне можно встретить виноградные ветки, разветвленные листья, что соединяются между собой ромбической орнаментированной линией, ступенчатой структурой шестиугольников по всему периметру бордюра.