До нашего времени сохранились ковровые изделия Кавказа XV—XVII и более поздних веков. Их исполнение свидетельствует о том, что этот период не является начальной стадией коврового искусства на Кавказе: только в течение ряда веков могли сложиться столь высокие художественные достижения и производственные навыки.
Страны Кавказа состояли из мелких феодальных княжеств, население которых страдало не только от эксплуатации местных феодалов, но и от захватнической политики окружающих государств. Еще при Петре I влияние русского царизма распространилось на Дагестан, а страны Восточного Закавказья находились в зависимости от Ирана, который покровительствовал эксплуататорской политике местных князей.
По мирному договору 1723 года с Ираном Россия получила побережье Каспийского моря, приостановив агрессию со стороны Ирана и Турции по отношению к Армении и Грузии. Петр старался развить внешнюю и внутреннюю торговлю и заключил торговый договор с Ираном. Оживилась и расширилась торговля c Средней Азией. Население Кавказа вовлекалось, таким образом, в торговые отношения с соседями.
Среди населения Кавказа были широко распространены кустарные промыслы, особенно ковроделие. Несмотря на политическую зависимость от соседних стран, ковроделие Кавказа сохранило свою самобытность, и ковры Дагестана и Закавказских стран имеют свой ясно выраженный характер.
При феодальной эксплуатации лучшие ковры отбирались феодалами для «двора» и иногда делались по особым заказам. Но и такие «придворные» ковры на Кавказе были изделиями народного творчества, так как они не выделывались по рисункам записных художников, как это происходило в придворном ковроделии Ирана, а создавались мастерами на основе народной традиции.
Основой композиции кавказских ковров всегда были образы цветущей природы, иногда при очень значительной стилизации растительных форм. До сих пор сохранились рассказы о том, что в давние времена мастерицы выходили с ковровыми станками на цветущий луг, чтобы составлять рисунки непосредственно по живым образам растительной природы.
В старинных коврах четко выражена общая композиционная идея, ясно трактованная в крупных стилизованных цветочных и растительных орнаментальных мотивах, с подчинением мелких деталей основному художественному заданию. В XVIII веке очень распространен был тонкий ажурный рисунок из мелких цветочных и орнаментальных мотивов, образующих сплошную сеть из стилизованных форм растительности.
Упадок коврового дела на Кавказе начинает сказываться с середины XIX века и в полной мере проявляется к концу XIX— началу XX века (при массовой работе на внутренний и иностранный рынки). Введение анилиновых красителей, начиная с 1870-х годов, губительно влияло на технические и художественные качества ковров.
В ковровом рисунке этого времени наблюдаются упрощенческие тенденции, растительные рисунки приобретают сухой, далекий от исходных образов геометрический характер, композиция состоит из крупных геометрических схем в виде прямоугольников и ромбов, при заполнении их мелкими формами.
Крупные орнаментальные мотивы до того схематизованы и геометризованы, что их первоначальное значение трудно уяснить, а живая связь между ними утрачивается в композиционном построении. Очень часто мелкий орнамент органически мало связан с крупными формами рисунка и служит только для механического заполнения свободных пространств фона.
В советский период, в связи с общим подъемом культуры, начинается работа над усовершенствованием технического и художественного качества коврового дела. Проводятся мероприятия по устранению анилиновых красок и замене их прочными растительными. Ведется работа над развитием реалистических ковровых рисунков.
Особенно замечательны достижения грузинского советского ковроделия по созданию новых ковровых композиций на основе изучения культурного наследия страны в области архитектурной декорации и книжных украшений.
Ковры Советской Грузии представляют собою прекрасные произведения народного творчества. Среди них есть и ковры советской тематики.
Среди старинных ковровых изделий Кавказа существует ряд разновидностей, различающихся между собою по тематике и колориту и вместе с тем сохраняющих общие черты, свойственные местным творческим традициям.
На рис. 36 изображен ковер, относящийся к XVII веку. На темносинем фоне среднего поля ритмично расположены крупные стилизованные цветочные формы, частью в виде розеток. Они связаны между собою растительной сетью с цветами (носящими условное название «родосских лилий»); иногда они более светлого, иногда более темного тона, с массивными стеблями. Среди мелкого рисунка, окружающего основные фигуры композиции, есть и небольшие цветы, условно изображенные фигуры птиц. По краю среднего поля идет мелкий ажурный рисунок мотива «плод миндаля». Он дает постепенный переход к коймам, среди которых— два бордюра из цветов гвоздики, очень типичных для азербайджанской орнаментики.