Размеры 3,85м на 2,00 м
До нашего времени сохранились ковровые изделия Кавказа XV—XVII и более поздних веков. Их исполнение свидетельствует о том, что этот период не является начальной стадией коврового искусства на Кавказе: только в течение ряда веков могли сложиться столь высокие художественные достижения и производственные навыки.
Страны Кавказа состояли из мелких феодальных княжеств, население которых страдало не только от эксплуатации местных феодалов, но и от захватнической политики окружающих государств. Еще при Петре I влияние русского царизма распространилось на Дагестан, а страны Восточного Закавказья находились в зависимости от Ирана, который покровительствовал эксплуататорской политике местных князей.
По мирному договору 1723 года с Ираном Россия получила побережье Каспийского моря, приостановив агрессию со стороны Ирана и Турции по отношению к Армении и Грузии. Петр старался развить внешнюю и внутреннюю торговлю и заключил торговый договор с Ираном. Оживилась и расширилась торговля c Средней Азией. Население Кавказа вовлекалось, таким образом, в торговые отношения с соседями.
Среди населения Кавказа были широко распространены кустарные промыслы, особенно ковроделие. Несмотря на политическую зависимость от соседних стран, ковроделие Кавказа сохранило свою самобытность, и ковры Дагестана и Закавказских стран имеют свой ясно выраженный характер.
При феодальной эксплуатации лучшие ковры отбирались феодалами для «двора» и иногда делались по особым заказам. Но и такие «придворные» ковры на Кавказе были изделиями народного творчества, так как они не выделывались по рисункам записных художников, как это происходило в придворном ковроделии Ирана, а создавались мастерами на основе народной традиции.
Основой композиции кавказских ковров всегда были образы цветущей природы, иногда при очень значительной стилизации растительных форм. До сих пор сохранились рассказы о том, что в давние времена мастерицы выходили с ковровыми станками на цветущий луг, чтобы составлять рисунки непосредственно по живым образам растительной природы.
В старинных коврах четко выражена общая композиционная идея, ясно трактованная в крупных стилизованных цветочных и растительных орнаментальных мотивах, с подчинением мелких деталей основному художественному заданию. В XVIII веке очень распространен был тонкий ажурный рисунок из мелких цветочных и орнаментальных мотивов, образующих сплошную сеть из стилизованных форм растительности.
Упадок коврового дела на Кавказе начинает сказываться с середины XIX века и в полной мере проявляется к концу XIX— началу XX века (при массовой работе на внутренний и иностранный рынки). Введение анилиновых красителей, начиная с 1870-х годов, губительно влияло на технические и художественные качества ковров.
В ковровом рисунке этого времени наблюдаются упрощенческие тенденции, растительные рисунки приобретают сухой, далекий от исходных образов геометрический характер, композиция состоит из крупных геометрических схем в виде прямоугольников и ромбов, при заполнении их мелкими формами.
Крупные орнаментальные мотивы до того схематизованы и геометризованы, что их первоначальное значение трудно уяснить, а живая связь между ними утрачивается в композиционном построении. Очень часто мелкий орнамент органически мало связан с крупными формами рисунка и служит только для механического заполнения свободных пространств фона.
В советский период, в связи с общим подъемом культуры, начинается работа над усовершенствованием технического и художественного качества коврового дела. Проводятся мероприятия по устранению анилиновых красок и замене их прочными растительными. Ведется работа над развитием реалистических ковровых рисунков.
Особенно замечательны достижения грузинского советского ковроделия по созданию новых ковровых композиций на основе изучения культурного наследия страны в области архитектурной декорации и книжных украшений.
Ковры Советской Грузии представляют собою прекрасные произведения народного творчества. Среди них есть и ковры советской тематики.
Среди старинных ковровых изделий Кавказа существует ряд разновидностей, различающихся между собою по тематике и колориту и вместе с тем сохраняющих общие черты, свойственные местным творческим традициям.
На рис. 36 изображен ковер, относящийся к XVII веку. На темносинем фоне среднего поля ритмично расположены крупные стилизованные цветочные формы, частью в виде розеток. Они связаны между собою растительной сетью с цветами (носящими условное название «родосских лилий»); иногда они более светлого, иногда более темного тона, с массивными стеблями. Среди мелкого рисунка, окружающего основные фигуры композиции, есть и небольшие цветы, условно изображенные фигуры птиц. По краю среднего поля идет мелкий ажурный рисунок мотива «плод миндаля». Он дает постепенный переход к коймам, среди которых— два бордюра из цветов гвоздики, очень типичных.
Сумах — тканые ковры с различной лицевой и изнаночной стороной. Этим они отличаются от килим, одинаковых с обеих сторон. На изнанке изделий свободно висят разноцветные челночные нити, не входящие в узоры на лице. Они охватывают основные, при перемене цвета в ряду кончики остаются снаружи. Поскольку на изнаночной стороне больше материала, ковры сумах отличаются высокой плотностью и стойкостью к износу.
Название «сумах» используют жители многих частей персидского Луристана. Авторитетный ученый Парвиз Танаволи возводит данный термин к местному названию кустарника, растущего на Востоке. В Персии и Турции из него добывали оранжевый краситель, похожий на охру по цветовым характеристикам. Ржавый оттенок с течением времени превращается в красноватый. Эту краску часто применяли в коврах сумах, и название стало одинаковым.
В Иране аналогичные изделия называли «сюзаннэ». Народность шахсаван именовала данную технику плетения «каикко», что в переводе значит «лодка». Старинные ковры сумах делали полностью из шерсти. Позже отдельные курдские племена, живущие в окрестностях Биджара, делали прекрасные вещи из шелковых нитей. Технику сумах использовали многие народности, в том числе курды, кашкай, шахсаван. В древнем быту с ее помощью изготавливали различные изделия домашнего обихода, также стены шатров с изменяющимися до бесконечности узорами. Характер изображений зависел от семейных и племенных традиций, также от фантазии мастера.
Декоративные мотивы
В отличие от техники килим, в коврах сумах возможны гораздо большие вариации декоративного орнамента, с использованием натуралистических и менее стилизованных изображений. В сфере иконографии выделяются своей оригинальностью кавказские ковры XIX века. В некоторых отношениях художественные мотивы сумах заимствованы из орнамента узелковых ковров того же региона.
Встречаются изделия с изображениями драконов, хотя в них отсутствует характерная для ворсовых ковров решетчатая структура, и в целом потерян первоначальный реализм декора. Часто встречаются композиции с центральным медальоном, особенно характерные для ковров такого типа, где используется ромбовидный орнамент. Аккуратный декор расположен горизонтальными рядами, в центре находится восьмиугольник внутри крестообразной фигуры.
Существуют сумах с медальоном в виде звезды, с воспроизведением композиционной схемы «казах фахралу». Обычно вдоль центрального стержня идут по меньшей мере три звездчатых медальона с прямыми очертаниями, внутри помещен еще ряд узоров, создающих почти калейдоскопическое впечатление. В центре расположен восьмиугольник, напоминающий мемлинг-гёль, внутри него находится еще одна восьмиконечная звезда. Остальное пространство богато украшено миниатюрным орнаментом из розеток.
В некоторых медальонах с очертаниями, описанными выше, самая внутренняя 8-конечная звезда вдобавок украшена узором из четырех стрел, образующих крест, также можно увидеть когти и голову двуглавого орла. Не следует искать сходство с российскими и европейскими символами. Символика восходит к древнейшим местным традициям.
Поле обычно украшают мелкими S-образными фигурами, маленькими розетками или шестиконечными звездочками, в свою очередь, помещенными в 8-угольники. Для ковров сумах с медальонами характерен богатый декор, впечатляющая колористическая гамма. Кроме уже упомянутых декораций, встречаются миниатюрные фигуры птиц, мемлинг-гёль, крючкообразные фигуры, боте, маленькие цветы в стиле «шах аббас», геометрический шахматный орнамент и зубчатые листья. В сумах такого типа по бордюру обычно нанесен узор герати, похожий на аналогичный с ворсовых кавказских ковров.
На многих изделиях встречаются изображения заглавной латинской буквы «S», символизирующей дракона или змею. Подобные ковры на Кавказе также называют «силех». Некоторые народности, например шахсаван, делают такие вещи из мелких квадратных кусочков, сшитых воедино. Декор с изображением буквы «S» распределяют по всему полю в виде рядов, состоящих из медальончиков. Для большей выразительности детали узора размещают на отдалении друг от друга, и выделяют контрастными расцветками. Очертания декораций часто имеют зубчатую форму.
Наконец, существуют ковры сумах, где узкое поле обрамлено широкими полосами бордюра, и украшено изящными рисунками. Изображают павлинов с распущенными хвостами, боте, сасанидские символы. Женщины, делавшие подобные ковры, называли их «веренех», тогда как ученые именуют данный вид ковров «зили», или «зилу».
На коврах сумах встречаются также другие символы и орнаменты, характерные для культуры народов, населяющих Иран. Это зубчатые листочки, обратная свастика, 8- и 16-конечные звезды, частичные и символические изображения птиц, стрелы.
Техники изготовления
На Востоке работали в технике сумах преимущественно женщины. На протяжении многих веков мастерство передавалось по наследству, или опытные мастерицы обучали учениц. Восточные ткачихи изобретали многочисленные приемы, улучшавшие декор, повышавшие прочность изделий, или удобные для скорейшего завершения работы.
Перечислить все методики невозможно, но самые распространенные стоит упомянуть. В кавказском регионе чаще всего используют простое обвитие челночных нитей вокруг основы. На изнанке при этом свободно свисают уточные нити разных цветов, не использованные в лицевом рисунке. Обвивают одну, две или более основных нитей. На лице получается диагональный рисунок, с изнаночной стороны проходят нити пропущенных в узоре расцветок. Иногда для придания изделию большей плотности между наклонными диагональными стежками пропускают арматурную челночную нить такой же окраски. Этот прием больше всего распространен в варианте с названием «рыбий скелет». Ткачихи обвивают основу так, что челночная нить всегда наклонена под соответствующим углом, и рисунок похож на кости рыбы.
Техника «сумах по изнанке», или «египетское плетение» характеризуется обвиванием основы уточными нитями с обратной стороны. В итоге на лице получают четкий рельефный узор. В отличие от предыдущих способов, на изнанке не образуется диагональный рисунок.
Края ковров сумах обвивают челночной нитью, захватывающей несколько основных. Изголовья часто делают с применением техники «килим бафт».
В современной иранской продукции наиболее распространена художественная композиция со стилизованным медальоном, или двойной нишей на поле, заполненном растительным и геометрическим орнаментом.