Представленный ковёр был произведен выходцами из племени «Йомуд», происходящими из Западного Туркистана — обширной географической зоны расположенной в самом сердце Центральной Азии между Каспийским морем — пустынями Каракумы и Кызылкум и горными хребтами Алтая.
В наши дни здесь расположены районы Туркменистана, Узбекистана (в том числе Каракалпакской автономной области, часть северо—восточных областей Ирана и северных районов Афганистана, Киргизии и Таджикистана).
Но еще век назад эта территория не имела четких политических границ, здесь кочевали многочисленные независимые племена, пересекая пустынные жаркие области в поисках воды. Из—за отсутствия водных источников здесь был затруднен переход к оседлости. В истории восточного ковра земли Западного Туркестана сыграли огромную роль, именно здесь много веков назад впервые начали изготавливать ручные ковровые изделия для нужд повседневной жизни кочевников.
К сожалению, в наше время традиции ковроткачества прошлого постепенно утрачиваются, в основном из—за иностранного влияния: использования низкокачественных анилиновых красителей и заимствования стандартных композиций персидских ковров.
«Йомуды» это воинственная и в отличии от других племен склонная к оседлости народность является одним из основных туркменских племен. Для поддержания пастбищ они на долгие периоды селились у подножий Балханских гор у Каспийского моря, а в более северных районах — на землях персидского эмирата Хива. Влияние «Йомутов» временно усилилось в связи с разгромом племен «Салор» и «Сарык», но было остановлено карательными экспедициями из Царской России, а позже и экспедициями РККА.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МАТЕРИАЛЫ:
В изделиях «Йомутов» шерсть используется в качестве основы ковра и в качестве утка, однако при изготовлении особо ценных ковров хлопковые и шелковые нити могут включаться в уток, а также для исполнения отдельных деталей орнамента. Плетение средней и большой плотности. Широкие полосы бордюра и длинная разноцветная бахрома, образуемая уточными нитями, являются характерными чертами местных изделий и придают им особое очарование.
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Наиболее интересной чертой местной иконографии является многообразие используемых узоров «гёль», имеющих разную форму; иногда разные типы «гёль» присутствуют в одном изделии. «Гель» обычно он располагается в несколько рядов, часто чередуется с меньшими геометрическими изображениями разнообразной формы. Гель может иметь обрамление с лепестками, крючками, зубцами, внутри располагаются различные геометрические узоры. Часто внутренний рисунок делится на четыре части, соединенные между собой линиями или решетками. Судя по некоторым исследованиям, орнамент гель является изображением тотема данного племени. Основываясь на этом предположении, некоторые ученые пришли к выводу, что если одно племя подчиняет себе другое, то гель последнего будет позже использоваться только во второстепенных узорах ковров. Другие исследователи уверяют, что гель не имеет никакого отношения к тотему, а является дальнейшим художественным развитием обычной композиции с медальоном. Типичный «йомутский гель» представляет собой фигуру, заполненную декоративными элементами; иногда он принимает форму четырех или шестиугольника. В ковровых изделиях XVIII века встречаются «гёль» шестиугольной формы, украшенные миниатюрными полумесяцами, а также мотив, называемый «кепсе гель», в котором ясно прослеживается персидское влияние. В украшениях ковров иногда использовались геральдические символы, так называемые онигун, которые обозначали принадлежность к определенному племени.
Бордюр туркменского ковра также отличается разнообразием, на белом фоне можно встретить орнамент в форме меандра, лодок, стилизованных птичек. Богатый декор характерен и для изголовий, полосы которого, выходящие за пределы бордюра, украшены натуралистическими изображениями, часто встречаются изображения деревьев, напоминающих пинии. Бордюр туркменских ковров обычно имеет три полосы с геометрическим орнаментом и изображениями в форме опрокинутой буквы «S», которая помещается внутри другой, большей по размеру. Строгий декор ковров определяется как ограниченной гаммой цветов, так и по преимуществу темными тонами, даже несмотря на то, что фон, как правило, имеет ярко—красный цвет марены. Для рисунка используются белый, коричневый, оранжевый, желтый и черный цвета