Голлу чичи
Перед покупкой ковра для собственного дома стоит разобраться в вопросе для понимания того момента, что именно украшает Ваш дом и какая у ковра культурная история.
Оставил ли этот ковёр след или факт его существования не заметило большинство из тех, для кого ковры — не пустой звук, а настоящее искусство. К тому же, понимание этих моментов поможет не переплачивать за продукцию, которая того не стоит. Или наоборот, найти по скромной цене настоящий шедевр, заслуживающий не только вашего внимания. В принципе, именно посвященность и вовлечённость в вопрос помогают в оценке. Ведь только зная, насколько сложно создать ту или иную вещь, и понимая общий уровень развития на тот момент, начинаешь ценить действительно уникальные экземпляры.
Сегодня мы поговорим немного о коврах, получивших общее название «Голлу чичи». Они входят в так называемую кубинскую группу, получившую своё имя благодаря Кубинскому району и расположенному в нём городу — Кубе. Несмотря на такую строгую территориальную привязку, примеры работ можно найти во многих мастерских — Азербайджана, Армении и Дагестана. Ковёр получил широкую популярность на всём Северном Кавказе, а ведь изначально их создавали в Карабахе, именно здесь появилось и в дальнейшем успешно развивалось производство материалов, но затем оно перешло в село Нобур Ширвана, всё в том же Кубинском районе. На сегодняшний день существует множество вариантов исполнения и орнаментов, используемых для этого ковра.
«Ширван», «Зейхур» и «Дагестан» — три самых популярных названия, которыми искусствоведы награждают этот тип ковров, но все они не в полной мере отображают суть. То же самое слово «зейхур» в переводе означает «новый» и само определение очень сильно зависит от местности, в которой происходят события. Как известно, один из лучших ковроткацких пунктов находится в селе Чичи, и нет ничего удивительного, что местные жители называют свои творения «Голлу чичи», благодаря высокому качеству их продукции именно такое определение закрепилось за изделием в широких кругах.
Возвращаясь к теме «Зейхура» — в селе Верхний Зейхур, расположенном в 27 километрах от города Куба, местные мастера относительно недавно стали ткать свои ковры, используя в качестве художественного оформления образы, увиденные на «Голлу чичи», благодаря чему ковры, оформленные по схожим принципам и с практически идентичным орнаментом, получили два разных названия.
Художественный анализ
Любой ковёр можно расценивать как самое настоящее произведение искусства. Для проявления своих творческих способностей художник может использовать что угодно, начиная холстом и заканчивая неотёсанным камнем. Что уже говорить о поэтах и прозаиках, никто сегодня не сомневается в их вкладе в развитие культуры и в художественной ценности произведений, которые они подарили миру за годы своего творчества.
Так же стоит относиться и к коврам, которые представляют собой результат кропотливого труда настоящего мастера. И ведь в этом плане речь идёт только о создании полотнища, его художественное оформление — создание образа и перенос на плоскость, не менее сложное задание, требующее не только творческого таланта, но и определённой сноровки. Искусство ковроделия в Азербайджане может похвастаться многими столетиями своей собственной, уникальной и неповторимой истории. Постепенно в него входили всё новые и новые сюжеты, используемые для оформления ковров, и на сегодняшний день настоящие мастера могут похвастаться огромным разнообразием используемых в работе рисунков, орнаментов и композиций.
Один из ковров «Голлу чичи», изготовленный в XIX веке, по праву на сегодняшний день находится в историческом музее, в Грузии. Где каждый желающий может насладиться талантом ковроделов, живших за сотни лет до нас и подарившим нам подобное произведение искусства. Стоит сказать, что многие композиции на протяжении столетий использовались под абсолютно разными названиями, могла даже незначительно меняться их форма, что вводит в замешательство непосвящённых. Например, классическая композиция, используемая для «Голлу чичи» получила своё развитие и изначально была связана даже не с ковроделием, её подтолкнуло к развитию создание толстых тканей. Это ремесло, кстати, в то время активно развивалось в Европе и России. И лишь после она переместилась на ковры, которые сегодня можно найти даже в музее. В подтверждение этому можно заявить, что в первой половине XIX века данный ковёр уже был широко распространён в Карабахе, но имел совершенно другое название — «Машин». Имеются свидетельства, что после, его производство началось и в Кубинском районе, где он уже и получил своё нынешнее, оригинальное название, под которым известен и по сей день. Именно там сформировались уникальные особенности его изготовления, связанные с материально-технической базой региона.
Бытует мнение, что именно благодаря небольшим размерам «Голлу чичи», выполненным из лёгкой нежной ткани, значительно снизилась популярность огромных ковров из Карабаха. Это было особенно заметно на Стамбульском базаре, который в XIX и XX являлся центром торговли этими произведениями искусства на всём Ближнем Востоке.
Существует множество вариантов оформления и изготовления, в зависимости от региона производства. Ведь для каждого характерны свои культурные и технические особенности — уникальные решения и талант мастеров, которые влияли на конечный результат. Нам доподлинно известно лишь то, что само понятие «Машин» закрепилось и до сих пор осталось в Карабахе.
Срединное поле представляет собой стоящие друг на друге и перекрещенные нескольких «гёлей», напоминающих ветви. Что касается принципа оформления, он максимально прост — четыре больших рукава, расположенных в композиции в диагональном направлении, перекрещиваются между собой. Многие проводят аналогии между этим оформлением и «Хатаи» — этот сюжет имел огромную популярность в Средневековье, и из которого, наверняка, черпали вдохновение многие мастера более поздних эпох, подарившие нам эти произведения искусства.
В уже упомянутой ранее «Хатаи» каждая из веток, соединяющая и оформляющая основные элементы — гели, в отдельности называлась — «Гол». В переводе это означает «рукав». Исходя из этого, мы можем заподозрить, что имеющееся на сегодняшний день название «Голлу», под которым ковры известны в Ширване или «Голлу чичи», как называют их в Кубе, непосредственно связано с особенностями оформления «Хатаи». Ведь учитывая наличие лингвистического корня «гол», обозначающего широкие ветки и чисто визуальной схожести оформления, обойти стороной эту теорию попросту невозможно.
В советские времена, учитывая политику партии, многие искусствоведы, при анализе этих ковров заявляли, что «голы» символизируют руки и, соответственно, труд рабочих, и их борьбу. На данный момент считается, что это мнение ошибочно и не отражает объективной действительности.
Среди современных искусствоведов принято считать, что прародителем данной художественной композиции является именно «Хатаи», мы имеем дело с её искажённым вариантом, ставшим популярным спустя многие столетия. Само оригинальное оформление повсеместно присутствовало в Европе, куда ковры завозились с Ближнего Востока ещё в эпоху Крестовых походов. Затем распространилось это и на Кавказ, там подобные текстильные изделия стали считаться принадлежностью к чему-то восточному.
Отдельное внимание стоит уделить ковровому бордюру, учитывая тот факт, что он не совсем гармонирует с основной композицией, из-за чего возникает некоторый диссонанс. Этот элемент тоже имеет множество названий, и опять всё зависит от территории, на которой был изготовлен ковёр. Чаще всего мы имеем дело с примерами кубинской и ширванской школы, что заметно при первом же взгляде на изделия. А значит, для создания использовались орнаменты, наиболее популярные в тех ковроткацких пунктах на протяжении всего XIX века и предыдущих столетий.
Используется кайма, которая получила название «долангач». В тематической литературе, особенно в немецких источниках, можно найти информацию о том, что в качестве темы для коврового бордюра используется «бегущая собака». Мол, такой сюжет является признаком греческого влияния и отображает слияние двух культур. Но бытует мнение, что данная точка зрения имеет очень мало общего с истиной. Она могла возникнуть из-за недостаточной осведомлённости культурных особенностей народов Востока, их бытом и верованиями.
Основной элемент, преобладающей в кайме большинства ковров — «су», обозначающий собой текущую воду. Учитывая восточную философию, эта тема использовалась во множестве других произведений искусства и имеет куда более глубинные отсылки, чем это может показаться на первый взгляд.
Технические особенности
С технической точки зрения, эти ковры бывают абсолютно разными, учитывая имеющиеся на сегодняшний день, как минимум, три центра, в которых и происходит создание этих настоящих произведений искусств. Чаще всего в длину ковёр имеет 120 мм и 180 в высоту. Но эти параметры вариабельны, существуют и больше «Голлу чичи», достигающие размеров 135 на 210 мм. Неизменным является колоссальное количество узлов — от 200 до 300 тысяч на один квадратный метр изделия. Что касательно высоты ворса — она составляет не более 4-5 мм, что уже удобно с практической точки зрения.
Данный ковёр, с белым фоном, считается одним из лучших вариантов, который вообще можно приобрести у мастеров кубинской школы. Именно поэтому он является оптимальным выбором для тех, кто действительно понимает толк в этих шедеврах и готов по достоинству оценить качество изготавливаемой продукции, над которой трудились люди, действительно знающие, как можно сделать настоящее произведение искусства.