Размеры 2,43м *1,40м
На западных рынках ковры Теке в основном они именуются «Бухарскими».
• Основа шерсть.
• Ворс шерсть.
• Плетение тонкое, полутонкое
• Борт прямой
• Узор геометрический, Символические изображения талисманы (тамга)
В Средней Азии кочевое и оседлое (крестьянское) население подвергалось гнету как местных ханов и иноземных завоевателей. Проникший в Азию русский царизм, интересуясь ею как сырьевой базой, превращал ее в свою колонию. В Туркмении больше 90% земли и вся вода принадлежали ханам, баям и царским чиновникам. Орошение с древнейших времен представляло важный хозяйственный фактор в Средней Азии. Так в 1221 году монголы при завоевании Туркменистана разгромили Мерв, перебили жителей и уничтожили его богатейшую ирригационную систему. Когда в 1790 году при разорении Мерва Бухарою была разрушена знаменитая Султан-Бендская плотина, Мерв, лишенный ирригации, опустел.
Ковроткачество в Средней Азии уже в давние времена достигло высокого совершенства. В композиции ковровых рисунков нередко встречается тема орошения. В ковровом орнаменте мы видим образы окружающего хозяйственного быта: орошаемые участки, загоны для скота с водными протоками и т. д. По разнообразию форм, размеров и назначения ковры советских республик Средней Азии стоят на первом месте. Иногда в более старых экземплярах наблюдаются формы природы, трактованные довольно реально и не вызывающие сомнения в своем происхождении от форм растений и животных, но все же общий геометрический характер орнаментальной декорации является типичным для ковров Средней Азии. В отношении колорита они отличаются исключительным постоянством расцветки, которая при этом крайне лаконична в своем цветовом выражении, в большинстве случаев оставаясь в пределах шести тонов, крайне разнообразных по оттенкам. Основным цветом, определяющим впечатление от среднеазиатской ковровой гаммы, является красный цвет в темных, глубоких оттенках. В некоторых случаях он доходит до фиолетово-черных тонов, например в коврах племен «Энси».
Более распространены красно-коричневые цвета, иногда оттенка темного красного вина, иногда же более теплых, красно — бурых тонов, образующих очень гармоничный колорит. Наибольшее пространство ковровой поверхности занимает тёмно- красный цвет и более светлый его оттенок; к ним присоединяются синие цвета двух разных оттенков. Если к ним добавить сливочно-белый и темно коричневый для контуров орнаментального рисунка, то этим и исчерпывается наиболее распространенная цветовая гамма ковров Средней Азии; изредка встречается желтый цвет. В этом характере расцветки рисунок и фон часто исполнены в темных, настолько сближенных тонах, что на репродукциях иногда бывает трудно выделить типичные черты орнамента.
Туркменские ковры
Среди ковровых изделий Средней Азии заслуживают исключительного внимания туркменские, как лучшие в мире, самобытные, высокохудожественные произведения коврового искусства.
Туркменские ковры разнообразны. Различают и называют их по очагам (местностям) производства, в некоторых же случаях — по былому племенному происхождению. С. В. Дудин высказал ничем не подтвержденное мнение, будто бы орнамент туркменских ковров оставался почти без изменений «пожалуй, со времени Марко Поло» (XIII в.).
Даже в 1946 году В. Г. Мошкова утверждала, что почти во всех туркменских коврах советской работы сознательно помещается кайма из амулетовидного орнамента, в магическое действие которого повсеместно верят в Туркменистане. О аспектах верований туркмен и их отражения в узорах подробнее можно прочитать в работах Боголюбова (1908 г.) и Фелькерзама (1915 г.). Эти учёные высказывали мнение, что орнаментальные формы ковров Средней Азии не меняются с течением времени.
Процесс разложения племенного строя в Средней Азии начался еще в конце XIX века и продолжался в течение колониального периода. С установлением советской власти, племенное деление стиралось в процессе социалистического строительства и общего развития культуры народа. Изменились не только начальные формы орнамента, но забыты и их начальные названия. Наименования измененных мотивов, которыми теперь пользуются мастерицы при работе, выбираются по сходству.
Так например в текинском орнаменте теперь существуют названия «лягушка», «свиной нос» (это уже названия XX века), «коробочка хлопчатника», «кусающий», «птица», т. е. комплекс объектов, не могущих быть объединенными в цельный художественный образ.
Последовательный анализ орнамента старых и новых ковров, несомненно, представляет собою трудоемкую работу. Но когда таким путем устанавливается целый ряд изменений одной и той же формы — от реального образа до чисто геометрических фигур, мы убеждаемся, что орнамент изменяется, и очень значительно.
Гель (гюль) — самый характерный и наиболее распространенный орнаментальный мотив в туркменских коврах.
Очень часто он заполняет все среднее поле ковра правильными вертикальными и горизонтальными рядами. Вместе с тем, это очень сложный мотив по своему рисунку и по трудности раскрытия его реального значения.
Само название указывает на растительную природу этого орнамента — роза, цветок, цветочный, растительный комплекс, но, чтобы в этом убедиться, надо найти эти формы в сложном рисунке этой фигуры.
В целях выяснения черт народного орнамента рассмотрим композиционное расположение гелей в целом ковре. Они идут правильными рядами в направлении основы и утка, а в текинских коврах, кроме того, все эти фигуры соединены между собой линиями. Получается геометрическая разбивка—это сплошная сеть взаимно перпендикулярных линий, и в местах их пересечений находятся центры гелей.
Такая правильность геометрического построения композиции наводит на мысль, что это план оросительной сети, а отдельные гели изображают орошаемые участки. Конечно, мы не можем удовлетвориться одним предположением; чтобы убедиться в этом, надо установить, что гель действительно представляет собою образ орошаемого участка. Эта задача облегчается при сопоставлении геля с настенной живописью Средней Азии.
Часто в настенной и наскальной живописи Туркмены изображают хозяйственную жизнь: сад, загон для скота, растения, животных и т. д. Сами авторы поясняют эти изображения, и, несмотря на примитивность живописи, ее реалистические черты вполне очевидны. Орошаемые участки — сад и загон для скота- изображаются в виде прямоугольника с пересекающими его накрест водными протоками, отходящими от протока, образующего контур участка. Особое внимание следует обратить на расходящиеся от центра к контуру парные растительные завитки — это деревья. Односторонние завитки растений идут по контуру участка. По сторонам сада изображены два дерева (чинары) в виде ствола с повторяющимися по его высоте парными завитками.
Все гели имеют геометрическое очертание: это восьмиугольник, ромб, прямоугольник и т. д. Они окаймлены замкнутым контуром и разделяются на совершенно одинаковые четверти пересекающимися линиями, проходящими через их центр и идущими в направлении основы и утка.
Часто это деление на четверти подчеркивается различной их расцветкой — темной и светлой- через одну четверть.
Парные растительные завитки — один из самых распространенных мотивов в туркменских коврах (мастерицы часто их называют «бараньими рогами», что совершенно произвольно). В различных гелях такие завитки распознаются не сразу, во-первых, потому, что они часто изображены в красно-коричневых тонах на таком же фоне, во-вторых, потому, что в связи с постепенными упрощениями и изменениями форм рисунков они встречаются в гелях в самых разнообразных очертаниях, соответственно различным стадиям этих изменений.
На Туркменских коврах часто схематично изображены гели и темным цветом выделены парные растительные завитки в разных стадиях развития их формы. На этих рисунках шестнадцать фигур гелей.
Они представляют схему обычных изменений парных завитков. На фиг. 2 стебли завитков сливаются в один, но завитки сохраняют свою форму, тогда как на фиг.3 стебель исчезает, а завитки утрачивают связь с серединой.
При этом надо заметить характерное явление, которое обнаруживается и в последующих фигурах: формы гелей вытянуты по направлению утка (в горизонтальном направлении), при этом две пары завитков вытянуты в ширину, а две пары в высоту, вследствие чего они начинают утрачивать сходство между собою. На фиг. 4 и 5 во внутреннем шестиугольнике завитки совершенно ясны, но во внешней фигуре значительно изменили свой вид (особенно на фиг. 4).
На фиг. 6 мы видим полный отрыв завитков от центра при дальнейшем прощении из формы.
На фиг. 7 – текинский гель, широко, известный по произведениям в коврах и зарисовках. Две пары парных завитков, вытянутых вширь, совершенно отличаются от двух других пар, вытянутых в высоту. Их растительная природа не воспринимается ни мастерицами, ни исследователями Мошковой (в одной паре (б) концы завитков называются «свиной нос», а в другой паре (в) им дается название «жалящий» «кусающий»).
Попутно заметим, что название «свиной нос» могло появиться только в советский период, когда в сознании мастериц совершенно исчезли следы мусульманского мировоззрения. При господстве ислама в быту такое название национального орнамента было немыслимо, так как свиней мусульмане не разводили, считая их самыми презренными животными. В четырех диалоговых направлениях расходятся также явно растительные формы (а); им иногда дается название «птица» или «лапы беркута» (Дудин). В центре небольшой водоем, его современное название – «коробочка хлопчатника».
На фиг. 8 в эрсаринском геле формы завитков ясны.
Здесь растительные формы сочетаются с геометрическими; расходящиеся по диагоналям растительные формы имеют округлые формы трилистника.
На фиг. 9 завитки схожи с предыдущими примерами: параллельно растянутым завиткам идут полосы растительного орнамента.
На фиг. 10 показан эрсаринский гель с преобладающим идущих по диагонали форм трилистника с округленными контурами.
Завитки сохранились лишь в одном направлении. Очень характерно изображение полосатого рисунка водных протоков по контуру геля и в направлении к находящемуся в центре водоему. Ряд изображений водных протоков в ковровом орнаменте показан на чертеже 4.
Фиг. 1.1. — предельно упрощенная форма Йомудского геля. Здесь завитки — в стадии полного разложения первоначального мотива, от них остались следы в виде двух пар небольших треугольников по вертикальной оси и двух ромбов — по горизонтали. В центре — водные протоки полосатого рисунка.
Фиг. 1.2. — ромбовидный Йомудский гель. Парные завитки вынесены наружу, они на четырех углах ромба. По контуру окружающего водного протока идут растительные односторонние завитки (см. настенную роспись, чертеж 2). В середине — повторение цветочной формы, встречающейся во многих туркменских, кавказских и иранских коврах.
Боголюбов считает эти мотивы якорями, их присутствие он объясняет близостью кочевьев йомудов к Каспийскому морю, что совершенно произвольно.
Фиг. 1 3 — Салорский гель. Парные завитки своеобразной формы идут по контуру, а также в среднем поле. В центре изображен маленький Йомудский гель со следами парных завитков (треугольники и прямоугольники). Его середина пересекается накрест водными протоками.
Фиг. 1 4 —загон для скота; здесь изображены геометризованные формы козлов (см. чертеж 1). В центре—пересекающиеся парные завитки. Завитки массивной формы идут и по вертикальной оси.
Фиг. 1 5 — загон для скота. Козлы в промежуточной стадии геометризации. Завитки в виде слабых следов.
Фиг. 1 6 — следы разложившихся завитков по вертикальной оси — это пары треугольников.
Водные протоки представлены в туркменских коврах сплошными синими линиями полосатого рисунка разной сложности (чертеж 5).
Эти полосы в различных вариантах часто идут по каймам, обрамляющим среднее поле ковра; в среднем же поле в виде оросительной сети, проходящей через центры гелей, они изображены или гладкими синими линиями, или полосами самого простого рисунка.
Для сопоставления на чертеже 5 внизу изображен проток из киргизских ковров. Он называется «река».
Насколько в настоящее время забыт в коврах образ орошения.
К сожалению, туркменские ковры валяной техники очень мало обращают на себя внимание научного исследования, музеи их почти не собирают, считая их гораздо менее интересными, чем стриженые.
Этот ковер выткали представители некогда могущественного и многочисленного туркменского племени «Текке».
Это племя на протяжении всей своей истории кочевало по территории Туркестана.
С начала XVIII века часть их осела в оазисах пустыни Каракум, а затем под давлением Персии переместилось в район Мерва. В конце XIX века Теке были разгромлены Российской империей.
На протяжении нескольких десятилетий до этого разгрома большие племенные объединение Теке делились на две подгруппы: ахал-теке и мерв-теке (по названиям оазисов, где селились части этого племени).
Соответственно ковровая продукция также подразделяется на две группы, отличающиеся по цвету, материалу, и способам плетения. Но даже несмотря на это нельзя с уверенностью систематизировать продукцию Теке, поскольку их ковры очень разнообразны, в частности, вследствие широкой зоны их перемещений по землям Туркестана.
На западных рынках ковры Теке в основном они именуются «Бухарскими».
Основа шерсть, шелк.
Ворс шерсть, шелк.
Плетение тонкое, полутонкое
Борт прямой
Узор геометрический
Символические изображения талисманы (тамга)
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В художественных изделиях теке можно проследить определенные фазы стилистического развития. С конца XVIII века для них характерна строгая сдержанная композиция с большими по размеру гель, расположенными в четыре или пять рядов, и исключительно функциональным бордюром. Последующее развитие привело к уменьшению гель и появлению большого свободного пространства между отдельными изо-бражениями. Наконец во второй половине XIX века возникает большое число разнообразных вариантов гель, увеличивается количество узоров, а также сильно расширяется бордюр, заполненный миниатюрным орнаментом, что иногда приводит к уменьшению размеров основного поля.
Узоры гель имеют явное сходство с гель племен сарык и салор, хотя, в отличие от них, гель в коврах теке располагается внутри длинных горизонтальных или вертикальных полос, которые иногда образуют подобие решетки. В бордюре используется любопытный мотив в виде двух сцепленных букв «Т»; возможно, символ восходит еще ко временам Сасанидов. Другой характерный геометрический мотив представлен восьмиугольниками со светлым фоном, заполненными сложными изображениями свастики или вращающегося солнца, между которыми помещен гель разнообразных видов и орнамент в виде чашечек цветов.
Наиболее распространенными ковровыми изделиями племени Теке являются торба и чувал. В декоре воспроизводятся мотивы, характерные для ковров с использованием гель Теке, Салор или Йомут. К последним десятилетиям XIX века относятся характерные варианты чувал с простой тканой арматурой, чередующейся с вязаными вставками с разнообразным рисунком, часто напоминающим деревья, которым приписывались мощные магические свойства.
ЦВЕТА. Среди цветов преимущественно встречаются красный, пурпурный, кирпичный и розовый. В рисунке можно встретить синий и иногда желтый и зеленый.