Размеры 177 x 125 cm
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МАТЕРИАЛЫ:
В изделиях «Йомутов» шерсть используется в качестве основы ковра и в качестве утка, однако при изготовлении особо ценных ковров хлопковые и шелковые нити могут включаться в уток, а также для исполнения отдельных деталей орнамента. Плетение средней и большой плотности. Широкие полосы бордюра и длинная разноцветная бахрома, образуемая уточными нитями, являются характерными чертами местных изделий и придают им особое очарование.
Среди туркменских ковров Йомудские отличались наибольшим разнообразием форм и бытового применения. До нашего времени сохранились старинные дорожки (иоламы), обрамление входа кибитки, постилочные ковры.
В иомудских коврах целый ряд орнаментальных мотивов приурочен к отдельным участкам ковра. Так, например, «гели» встречаются только в центральном поле, другие мотивы — только в коймах. Это облегчает сопоставление мотивов при изучении последовательных стадий их изменений.
В коврах Йомудов четко выделяется весь рисунок благодаря тому, что основной темно бурый фон ковра на зарисовках взят более светлым. Это одна из очень типичных разновидностей иомудских гелей. Рисунки, характерные для старых туркменских иомудских ковров, более реалистичны, чем в поздних коврах.
В старых коврах на среднем поле выделяются фигуры белых птиц в очень хорошо переданном движении бега. В более поздних коврах изображения представлены уже в более упрощенном виде. Исчезают ноги птиц, и вся фигура птицы доведена до крайней степени геометризации.
На старых живописно изображены фигуры верблюдов и всадников, стебель с листом в более поздних их превращение в схему, растительное значение которой не распознаваемо без сопоставления с предшествующими стадиями.
«Йомуды» это воинственная и в отличии от других племен склонная к оседлости народность является одним из основных туркменских племен. Для поддержания пастбищ они на долгие периоды селились у подножий Балханских гор у Каспийского моря, а в более северных районах — на землях персидского эмирата Хива. Влияние «Йомутов» временно усилилось в связи с разгромом племен «Салор» и «Сарык», но было остановлено карательными экспедициями из Царской России, а позже и экспедициями РККА.
ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Наиболее интересной чертой местной иконографии является многообразие используемых узоров «гёль», имеющих разную форму; иногда разные типы «гёль» присутствуют в одном изделии. «Гель» обычно он располагается в несколько рядов, часто чередуется с меньшими геометрическими изображениями разнообразной формы. Гель может иметь обрамление с лепестками, крючками, зубцами, внутри располагаются различные геометрические узоры. Часто внутренний рисунок делится на четыре части, соединенные между собой линиями или решетками. Судя по некоторым исследованиям, орнамент гель является изображением тотема данного племени. Основываясь на этом предположении, некоторые ученые пришли к выводу, что если одно племя подчиняет себе другое, то гель последнего будет позже использоваться только во второстепенных узорах ковров. Другие исследователи уверяют, что гель не имеет никакого отношения к тотему, а является дальнейшим художественным развитием обычной композиции с медальоном. Типичный «йомутский гель» представляет собой фигуру, заполненную декоративными элементами; иногда он принимает форму четырех или шестиугольника. В ковровых изделиях XVIII века встречаются «гёль» шестиугольной формы, украшенные миниатюрными полумесяцами, а также мотив, называемый «кепсе гель», в котором ясно прослеживается персидское влияние. В украшениях ковров иногда использовались геральдические символы, так называемые онигун, которые обозначали принадлежность к определенному племени.
Бордюр туркменского ковра также отличается разнообразием, на белом фоне можно встретить орнамент в форме меандра, лодок, стилизованных птичек. Богатый декор характерен и для изголовий, полосы которого, выходящие за пределы бордюра, украшены натуралистическими изображениями, часто встречаются изображения деревьев, напоминающих пинии. Бордюр туркменских ковров обычно имеет три полосы с геометрическим орнаментом и изображениями в форме опрокинутой буквы «S», которая помещается внутри другой, большей по размеру. Строгий декор ковров определяется как ограниченной гаммой цветов, так и по преимуществу темными тонами, даже несмотря на то, что фон, как правило, имеет ярко—красный цвет марены. Для рисунка используются белый, коричневый, оранжевый, желтый и черный цвета.