В ковре есть все, кроме подписи автора. Ковер после мойки. Размеры 3,45м на 2,50м
Персидские ковры — Самые известные и желанные среди покупателей в России типы ковров. Персидских ковров огромное количество!
Керманские ковры.
Керманские ковры справедливо относятся к числу лучших образцов современного иранского коврового искусства. Пышная цветущая растительность этой области с давних времен давала бесконечно разнообразные темы для изображения традиционного цветущего сада. Исключительно высокие качества местной шерсти, не только овечьей, но и козьей, дают возможность выделывать ковры тонкие, плотные, мягкие, с прекрасным блеском и нежным колоритом чистых гармонических тонов, преимущественно оранжевого и зеленого. По рисунку керманские ковры очень разнообразны. Обычно в центре композиции помещен медальон тонких сложных очертаний иногда, и это характерно только для керманских ковров, от центра медальона симметрично в обе стороны расходятся крупные завитки тонкого рисунка.
Один из характерных примеров керманской композиции, сложной, трактованной в бледных и нежных согласованных тонах. Характерна для керманского типа более реалистическая, чем в других современных иранских коврах, трактовка цветов и растительного орнамента. По своей высокой технике и тонкости керманские ковры уступают только коврам сенне. Но поверхность керманских ковров отличается мягкостью и бархатистостью, тогда как сенне наощупь всегда несколько жестковаты, несмотря на их тонкость. Керман, расположенный в глубине Ирана, вдали от железнодорожных линий, был в значительной мере изолирован от непосредственного проникновения европейского капитала, влияние которого все же сказывалось в коврах этого производства: к концу XIX века уже встречаются анилиновые красители.
Кашанские ковры.
Ковровое производство Кашана также имеет многовековую традицию. Сложный растительно-цветочный орнамент типичен для Катана, но он не достигает такой нежной утонченности, как в Кермане, и колорит кашанских ковров построен на более контрастных противопоставлениях. Тона в этих коврах отличаются большой глубиной и насыщенностью, они более полновесны, чем в керманских коврах, хотя также хорошо согласованы и дают гармоничную расцветку. В этом производстве трудно указать какую-либо одну определенную, типичную композицию, так как рисунок очень разнообразен. Но довольно характерным для многих ковров является крупный центральный медальон, занимающий значительную часть поверхности среднего поля, причем фон медальона противопоставлен фону окружающего центрального поля. Излюбленные тона: красный, бирюзовый, белые цвета оттенка слоновой кости с участием синих, голубых, зеленых и желто-коричневых оттенков. Ковры эти хорошей, плотной работы, хорошей стрижки, но не столь тонки и нежны по своей фактуре, как керманские. В Кашане часто выделываются ковры шелковые, и если мы встречаем ковер с шелковым ворсом, отвечающий данной выше общей характеристике, то много оснований полагать, что это изделие Кашана.
Фераганские ковры. Ковры Ферагана служат примером более условной трактовки цветочной декорации.
Производство фераганских ковров по своему объему занимает значительное место в ковроделии Ирана, и его изделия широко распространены за пределами страны. Одним из отличительных признаков ковров этого производства является их темный колорит. В старинных и хороших современных экземплярах фон центрального поля — глубокого темно — синего цвета, иногда, в более поздних, бывает черным. В композиции центрального поля — мотивы, называемые «гераги», типичные для рисунка фераганских ковров. Эти повторяющиеся мотивы состоят из розеток разной величины, причем каждую с обеих сторон охватывают две полукруглые формы, расположенные асимметрично — одна выше, другая ниже. Видимо, эти фигуры представляют собою стилизованные листья.
Вторая типичная для большинства старых фераганских ковров: орнаментальная фигура идет в кайме и имеет форму медальона с отходящими в обе стороны симметричными ответвлениями. Этот мотив повторяется на протяжении всей каймы. Светлый медальон в центре и светлые углы центрального поля не являются столь типичными для композиции фераганских ковров: весь фон центрального поля может быть сплошь занят однообразным мелким рисунком. При такой композиции в некоторых старых коврах очень красиво сочетается светлый нежнозеленый фон — средней полосы каймы с темным фоном среднего поля.
Ковры «серабенд» и «мир».
Ковры отличаются своеобразной композицией, состоящей обычно из одной и той же мелкой фигуры, повторяющейся правильными рядами по всему центральному полю. Такой орнаментальный мотив очень часто встречается в коврах и других видах декоративного искусства Востока. Обычно эту фигуру называют иранскими «бобами» или «огурцами», но в действительности она представляет собою стилизованное изображение плода миндаля, на что указывает и ее название «бадам-буте».
Ковер серабенд. Фон центрального поля – винно-красный (иногда бывает и другого цвета, например синий). Он сплошь заполнен мотивами плода миндаля; они же заполняют и углы с белым фоном. Типичен также для таких ковров светлый фон каймы. Ковры мир очень близки к коврам серабенд, но обычно не имеют белых углов и светлого фона каймы. Среднее же поле очень сходно с серабендами. Оба эти типа хорошей, плотной работы, но не* отличаются особой тонкостью и мягкостью.
Хамаданекие ковры. Ковры эти отличаются полу-геометрическим орнаментом, в сильной степени стилизующим формы природы. Отличительным признаком их колорита являются светлые яркие тона красных, синих, зеленых цветов с участием белого и почти всегда с обильной примесью верблюжьей шерсти натурального цвета, в котором иногда исполнен весь фон ковра с медальоном в центре. В коврах рыночного типа нередко встречаются композиции, имитирующие рисунок герати фераганских ковроз, но на светлом фоне, белом или верблюжьем, в крайне грубой Трактовке, рисунка, при невысоком техническом качестве (плохая вязка, неровный ворс, часто анилиновые красители).
Хамаданская дорожка — узкий длинный ковер старого производства. Ее фон — натурального цвета верблюжьей шерсти, фон центрального поля — цвета красного вина, орнамент — в голубых, светло-красных и белых тонах, с участием коричневого. В кайме повторяются сильно геометризованные мотивы плода миндаля. Данный ковер представляет собою яркий пример ясного отступления от общей характеристики иранских ковров в сторону геометризации; такие локальные особенности встречаются как исключение, но в хамаданских коврах они нередки.
Со второй половины XIX века в этих коврах сильно проявляются упадочные тенденции.
Ширазские ковры. В коврах Шираза особые качества местной шерсти и свойства воды дают при окраске красивые тона. Общая колористическая гамма состоит из светлых оттенков зеленого, красного, синего цветов; особенно типичен зеленый фон. Орнаментальные формы – полугеометрического характера, отличаются свободным рисунком, отступающим от строгой симметрии и трактующим очень разнообразно по рисунку и расцветке тематически сходные мотивы. Ширазские ковры обычно бывают небольших размеров.
Старинный ширазский ковер, в своем среднем поле повторяет мотив плода миндаля в геометризованной прямоугольной трактовке. В рисунке небольших орнаментальных фигур проявляется богатая фантазия художника, стремящегося оживить однообразные формы, придавая каждой из них индивидуальный характер, меняя их очертания и размеры и внося разнообразие в мелкий и тонкий орнамент, заполняющий фон. Интересно и совершенно асимметрично поставлены среди повторяющихся мотивов три фигуры птиц.
Такая свободная трактовка необычна для композиции иранских мастеров, которые по большей части склонны к строгой классической симметрии.
В старых ширазских коврах продольные кромки по большей части бывают сплетены разноцветной шерстью; иногда встречаются висячие кисти.
В новых ширазских коврах распространена композиция, в которой центральное поле занято несколькими крупными ромбами, причем углы их соединены между собою прямой линией, идущей по средней продольной оси ковра. Эти фигуры заполнены полу-геометрическим орнаментом.
Хорасанские ковры. Ковры этого района отличаются средними художественными и техническими качествами. Старинные хорасанские изделия встречаются редко; обычно они не старше второй половины XIX века. Композиционные построения в них крайне разнообразны. Часто можно видеть хорасанские ковры, близкие по своим пропорциям к квадрату, с медальоном в центре. Медальон обычно прямолинейных очертаний, в виде ромба на фоне центрального поля; фон этот бывает заполнен цветочным орнаментом. Центральное поле часто одноцветное, красно-розового, голубого или зеленого тонов. Также встречаются и криволинейные очертания медальонов; порою в центральном поле — несколько медальонов разных цветов, — один внутри другого. Иногда в декорацию введены фигуры зверей и птиц, но они по большей части трактованы довольно примитивно, особенно в более поздних экземплярах. По своей технике хорасанские; ковры отличаются от хороших керманских и кашанских ковров менее плотной фактурой и менее совершенной стрижкой. Наощупь они отличаются мягкостью и даже некоторой вялостью. Колорит у них гармоничный, при менее четких и точных очертаниях рисунка, чем в иранских коврах с более компактной фактурой. В коврах новой работы нередко применяются анилиновые красители.
Хорасанский ковер с медальоном — большие углы среднего поля соответствуют рисунку среднего медальона по очертаниям и по цвету, а также по заполняющему их растительному орнаменту. Характерна для хорасанских ковров широкая кайма, состоящая из широкой средней и более узких боковых полос. Одной из типичных для этих ковров композицией является сплошное заполнение среднего поля рядами мотивов плода миндаля. Часто из таких же фигур, но других пропорций, состоит и кайма. Очертания мотивов обычно плавные, округлые, а самые мотивы довольно крупных размеров и расположены близко друг к другу.
ковры иранского азербайджана
Тип тавриз. Тавриз — крупнейший центр производства и торговли коврами. Производство ковров части Азербайджана, находящейся на территории Ирана, в состоянии упадка, что особенно ясно видно при сравнении с производством ковров в Советском Азербайджане.
Уже во второй половине XIX века «предприимчивые» европейцы, главным образом немцы, организовали в Тавризе ковровые мастерские, ввели в производство анилиновые красители, занялись «исправлением» рисунков. В результате этих «усовершенствований» получилось точное повторение одинаковых мотивов, механически правильные и одинаковые переходы в коймах по углам. Все это привело к снижению художественного качества ковровых изделий, внесло трафаретную сухость в свободный ковровый рисунок некогда знаменитых тавризских ковров.
Даже лучшие тавризские ковры, изготовленные в таких мастерских, никогда не достигают того высокого качества, которым отличаются керманские или кашанские, хотя тавризские ковры часто копируют их рисунки, как и рисунки других иранских ковров. Трудно указать какой-нибудь определенный тип композиции, характеризующий это производство. Чаще других встречаются рисунки с медальоном в центре, хотя существует много композиций без центральной фигуры, с фоном, сплошь заполненным одинаковыми мотивами. Средние, обычного торгового типа тавризские ковры плотно сотканы, несколько грубоваты, хотя и отличаются хорошей стрижкой. В рисунке часто наблюдается сухость, а в колорите — недостаточная глубина и мягкость. Старый шелковый тавризский ковер очень хорошей работы, по композиции и колориту близко воспроизводящий типичные черты старых ковров. Очень тонко нарисованы три медальона, один внутри другого, самый крупный из них — глубокого красного тона. Фон центрального поля — синий, фон средней полосы каймы — красного винного цвета.
ковры иранского курдистана
Ковры типа сенне. К концу XIX века не могли не сказаться отрицательные результаты работы на рынок. В коврах нередко встречаются упрощенные приемы работы, анилиновые красители, ухудшение качества во всех отношениях.
На белом сливочного тона фоне ковра Сенне — ряды кипарисов в окружении тончайшего растительного орнамента. Композиция исполнена свободным рисунком, а не механическим воспроизведением мотивов по счету узлов. Это видно при сравнении повторяющихся частей композиции, которые всегда несколько отличаются друг от друга размерами и деталями рисунка. Как в центральной части, так и в кайме, кроме белого, встречаются красные, зеленые, синие тона. Фон каймы — зеленый. В ковры Сенне нередко примешивают верблюжью шерсть натурального цвета.
Для старых ковров XVIII века весьма характерно заполнение среднего поля однообразным рисунком в тонком орнаментальном окружении. Основным мотивом бывает плод миндаля в грациозных, плавных, округлых формах или другой орнамент.
Для более поздних Сенне характерны композиции среднего поля с медальоном, часто ромбовидной формы. В целях упрощения фон среднего поля оставляют гладким, без разработки. Ворс Сенне очень ровный, ковры очень тонки и плотны и в старых экземплярах отливаются бархатистым блеском. Но наощупь они всегда имеют некоторую жесткость и сухость вследствие особенностей местной шерсти.
Ковры типа «мина-хани». Этот вид ковров резко отличается от сенне гораздо более грубой техникой, большей толщиной, плотностью, тяжестью. Для них характерна композиция центрального поля из крупных звезд различного рисунка и разной расцветки, соединенных между собою короткими стеблями, идущими в диагональном направлении.
Мина-хани отличаются контрастной, но гармоничной расцветкой.
Рисунок — стилизованные цветы в теплых, светлых красно-розовых и желтых тонах с примесью голубого и белого тонов на глубоком синем фоне. Кайма тоже в теплых тонах на светлом фоне. Фон каймы иногда бывает темным, например глубокого синего цвета.