Ковер Иезд (Мешхед)
Иезд — это священный город, который по сей день считается религиозным центром для последователей маздеистского культа. Из самых давних времен эта местность славилась лучшей в Персии парчей, а также источником производства изысканных и ценных ковровых изделий из качественных шелковых материалов.
Особенности
И до сегодняшнего дня ручное мастерство в этих районах ценится больше всего. Для изготовления используется высококачественная шерсть с блестящей фактурой и отличными износостойкими качествами. Что касаемо иконографических особенностей, в этих ковровых изделиях явно присутствует влияние Кермана. Именно отсюда пришли растительные мотивы с богатым и красочным орнаментом. Кроме того, такие ковры часто дополнялись стилизованными композициями из местных сюжетов, позаимствованы у Кашана. Это цветочные узоры, дополненные оригинальной манерой исполнения.
Технические характеристики
Цвет. Ковры Иезда имеют очень широкую цветовую гамму, но, как правило, она тщательно подбирается для гармоничного сочетания на фонах и отделке. Для создания красок используются такие цвета: бежевый, красочные оттенки красного, синий, голубой и золотисто-желтый. В самых старых образцах этих ковров прослеживается тонкий хроматизм, которому свойственно уравновешенность и гармоничность цветовой гаммы, что еще больше придает этим коврам выразительности и красоты.
• Материал. За основу используют хлопковые материалы, а ворс изготавливается из качественной шерсти.
• Изготовление. Для создания этих ковров используется тонкое или полутонкое плетение с двойной нитью по технологии «пуп бафт».
• Внешний вид. Отличительными особенностями можно назвать округлые борта с симметричными узорами. Иконографическим свойствам присуще использование символических изображений и растительного орнамента. Среди популярных изображений выделяют число 4, восьми- и шестнадцатиконечные звезды, а также другие мусульманские символы.
Ковры Керман
Еще в своих заметках путешественник Марко Поло описывал красоту и изящность ковров Кермана (шали из Кермана). Издавна эти народы славились своими ткаческими традициями, которыми с таким восторгом наблюдает сегодня люди по всему миру. Определить историческое начало производства ковровых изделий в этом регионе крайне трудно, но есть вероятность, что искусство ткачества возникло здесь еще со времен сефевидов, однако первые документированные сведения нашли лишь в начале XIX века. С уверенностью можно сказать, что развитие такого искусства в этой местности стало причиной экономического кризиса — мастера, изготовляющие шали, потеряли работу и искали более выгодных применений своему мастерству. В тот период активно развивалось ковровое искусство, поэтому одни из первых работ Кермана были самыми лучшими и неповторимыми. Особым отличием обладали ковры, изготовленные в художественной мастерской Аргиоманда, где работали выдающиеся мастера того времени, такие как Мохсен Кхан, Хасан Кхан и Шароки.
Самый большой интерес мастера и художники уделяли созданию уникальных цветовых комбинаций и неповторимых оттенков. У же во второй половине XIX века большинство мастерских вынуждены были изменить формат производства для экспорта продукции, в частности в США и западноевропейские страны. В ковровых изделиях этого региона были заинтересованы многие коллекционеры и ценители такой продукции.
После второй мировой войны компании «Шеркати Фарш» удалось вытеснить западных представителей торговых фирм, оставив для экспорта лишь страны США. Для удовлетворения изощренных потребностей западных покупателей, мастерам Кермана пришлось существенно изменить традиционные персидские иконографические мотивы на богатый растительный, животный и символический орнамент, свойственный «обюссонским» коврам и чем-то похожий на французские ковры. Влияние зарубежных потребителей было настолько велико, что в создании ковровых изделий перестали использовать характерную кайму, которая определяла особенность керманских ковров в XIX веке.
Особенности и оформление
С самого начала развития коврового искусства керманские изделия славились по всей Персии, но с приходом коммерческих идей в этот регион, качество продукции стало значительно падать. Для изготовления использовалась грубая техника вязания узлов «джофти» и ограниченное количество уточных прокидок. Кроме того, снизилось и качество самых материалов, где применялась грубая шерсть таббакхи, а для окрашивания нитей пряжи использовали синтетические краски. Основная часть ковров Кермана современного производства, с их блеклыми оттенками и некачественно подобранными цветами имеет право на существование лишь по той причине, что они представляют хорошую коммерческую ценность.
Иконографические особенности ковров Кермана очень разнообразны. Здесь можно встретить мотивы боте, чем-то напоминающие изображение кипарисов, а также двойной боте, так называемые «мать и дочь». Кроме того были популярны изображения с нишей «михраб», мотивы с вазой, различные сюжеты на тему охоты, сад, древо жизни, «зеллолсолтан», композиция с центральным медальоном, сплошная композиция. Большим успехом в экономическом плане имели изображения «рая» с полнотой рисунков деревьев, кустарников, цветов и символических листьев.
Технические характеристики
• Цвет. Хроматическая гамма оттенков, полученная при использовании натуральных красителей, являлась отличительной особенностью антикварных ковров Кермана. Здесь в основном преобладали оттенки красного, коричневого, зеленого, цвета слоновой кости, синего и голубого. В современном производстве чаще используются оттенки синих и красных цветов, полученные за счет применения искусственных красителей.
Среди основной массы ковров Кермана существенно отличаются те изделия, которые были изготовлены осевшими племенами этой местности, которые признали владычество Персии. Среди таких ковровых изделий встречаются как обычные ковры, так и варианты килим и сумах. Особенно интересно творчество народности афшари, имеющей тюркское происхождение.
• Материал. За основу использовалась грубая и прочная шерсть или хлопок, а для создания ворса применяли более мягкую шерсть.
• Изготовление. Чаще это была одиночная, реже двойная нить челнока с тонким или грубым плетением.
• Внешний вид. Как правило, это были симметричные узоры и скругленные края, дополненные геометрическими, растительным стилизованным орнаментом, а также символикой — число 4, восьмиконечные звезды, животные-талисманы.
В коврах афшари маленькие, часто парные боте соседствуют с миниатюрными рисунками, характерными для кашкайской традиции. Главные поселения вблизи Кермана, где производят ковры, в которых можно проследить древние племенные корни отдельных народностей, а именно Шаре Бабак, Париз, Сирджан, Бафт и Нейриз.