Ковровые изделия этой местности относятся к самым лучшим и изысканным, которые были созданы опытными мастерицами тюркской народности. Эти народы происходят из районов Азербайджана и Кхаладже и еще шестьсот лет назад кочевые племена начали переселение на юг, к южным границам Персии. По историческим сведениям нет точных данных, почему тюркские племена начали мигрировать в страны Персии. По одной из версий это случилось из-за политических устоев сефевидского шаха Исмаила, который, используя кочевые племена, хотел защитить страну от набегов португальских захватчиков со стороны Персидского залива. Также известно, что спустя некоторое время эти кочевники тюркской народности начали организовываться в союз кашкайских племен с начала XVII века, после чего заслужили уважение и признание даже у сефевидов.
Кашкайские племена до сих пор ведут кочевнический образ жизни, что обусловлено трудными условиями для жизни, а также неустойчивыми брачными альянсами внутри самого племени. Сама история развития этой народности и их образ жизни не поддаются какой-либо систематизации, а также с большим трудом вписываются в исторические рамки и схемы.
Как бы там ни было, но кочевнический образ жизни племен Кашкай серьезно отобразился на их искусстве ковроткачества. Ковры этой местности имеют существенные отличия от остальных, как по использованию материалов и техники, так и по нанесению иконографических изображений на полотно ковра. Такое творческое разнообразие является свидетельством тесного контакта кочевых племен с разными культурами, откуда и были позаимствованы идеи и технологии.
Помимо кашкайского союза племен в 1862 году в области Фарс был учрежден еще один союз, в названии которого было использовано наименование одного из кочевых племен-кхамсе. В этот союз вошли кочевники шахсаван и некоторые другие племена, ведущие свое происхождение от арабов. В XX веке большинство этих народностей перешло к оседлости, так что в 1950 году союз Кхамсе был распущен, однако некоторые виды ковров до сих пор ассоциируются с этим наименованием. Эти ковры отличались редкостной красотой ручной работы. Известная техника исполнения «килим» передала утонченность и разнообразие символов, а материальная база состояла из качественного хлопка. Такие ковровые изделия можно отличить от кашкайских, но иконографические особенности имеют схожие черты и частично воспроизводят сюжеты мастеров из Кашкая.
Особенности и характеристики
Старинные ковровые изделия этой местности представляют собой большую антикварную ценность и в большинстве случаев состоят из цельношерстяных материалов. За основу брали прочную и износостойкую шерсть, но для ворса использовался мягкая шерсть с блеском. Изделия такого формата очень прочные, не износятся и имеют красочный внешний вид. Кашкайские ковры имеют одну отличительную особенность, которую также можно применять для определения других ковровых изделий в этом регионе. Речь идет о специфическом шахматном узоре, который располагался у изголовья ковра. Он был выполнен в красочных цветах и украшен стилизованными узорами.
Еще одной чертой ковров Кашкая можно назвать спиральные узоры и завитки, что располагались, как правило, для декорации краев ковра. В качестве материалов для такой нашивки служили цветные шерстяные нити. В некоторых изделиях, если брать во внимание ковры «килим», эти нити имеют красивые и изящные кисточки на краях, чем-то напоминающие разноцветные хохолки.
Иконографические особенности ковров Кашкай имели яркую принадлежность к религиозным и символическим значениям. Поскольку племена были кочевыми, они использовали различные символы и изображения для своих ковров, чем-то схожие с коврами килим или мафраш. В большинстве случаев использовались геометрические формы по всему полотну ковра, декорируемые различными стилизованными узорами. Также популярным было изображение медальона в центральной области ковра ромбической или округлой формы. Кроме того, на коврах этого района часто встречаются традиционные изображения и узоры: мотивы кхарджанги и кхешти, древо жизни, сюжет с нишей в варианте «мильфлер», изображения львов и птиц, а также фигуры, заимствованные из иконографии французской школы. Ковры города Абаде, который расположен по пути от Шираза в Исфахан, имеют особую ценность для коллекционеров за счет богатого орнамента и наличия оригинального рисунка.
Ковры Абаде имеют высокую прочность и утолщенную основу, которая сохраняла свой первозданный вид на протяжении многих лет. Иконографические свойства, присущие этим кочевым племенам имели разнообразные форматы, поэтому на полотне ковра можно встретить самые разные узоры и рисунки, на формирование которых серьезное влияние оказали народности кашкай, шахсаван и кхамсе. На абадехских коврах изображены мириады маленьких, чаще всего стилизованных, изображений фигур и предметов — собаки, птицы, фантастические звери, курицы, цветы, растения, деревья и звезды. Все это заполняло центральное поле, придавая этим коврам особую привлекательность. Самым отличительным рисунком для этих ковров считается «хейбатлу», который также присущ коврам кашкая и часто встречаются на изделиях курдских мастеров. Как правило, в центре был расположен большой ромб с медальоном, внутри которого изображена восьмиконечная звезда. От лучей этой звезды отходят попарно округлые боге, и такой же формат узоров повторялся в воспроизведенных медальонах по углам ковра.
Технические характеристики
• Цвет. Абадеские ковры славятся исключительно живыми теплыми красками с различными оттенками красного, кремового (цвет натуральной шерсти), голубого цвета, а также вкраплениями темно-синего и желтого. Даже в наши дни отдельные мастера ковровых изделий используют натуральные красители для создания ярких и насыщенных оттенков.
Большинство ковров этого региона были выполнены в технике габбе. Именно изделия этого формата имеют пестрый и неравномерный окрас, который отличается от всех остальных. Для создания использовалась очень мягкая шерсть и многократные челночные прокидки, а сами нити окрашивались натуральными красками.
Изображения на коврах Абаде, особенно у изголовья, удивляет своей простотой и неповторимостью. Линии и общий рисунок следует свободной фантазии умелых мастериц, а сами изображения имеют полный реалистичный формат и в тоже время отличаются детскими и примитивными формами. Смотря на такой ковер, создается полное ощущение реального, а не выдуманного «примитивизма», для которого характерны простые и в то же время поэтичные сюжеты. Здесь свободно и в полной гармонии поочередно изображены рисунки животных, растений, цветов символы и узоры. Все в полной гармонии, где прослеживается четкий сюжет и задумка мастера. Этому способствует и использование ярких оттенков красного, голубого, желтого и коричневого, которые на очень высокой стрижке ковра смотрятся просто изумительно.
• Материал. Для основы использовался хлопок или хлопчатобумажный материал, а ворс изготовлялся исключительно из мягкой и блестящей шерсти.
• Изготовление. Челночная схема двойной нити с использование техники «пул бафт» полутонким плетением.
• Внешний вид. Ассиметричные узлы и округлые края ковра дополнялись иконографическими изображениями, типа число 4, восьмиконечные звезды, животные-талисманы, древо жизни.