Основа: шерсть, изредка шелк
Уток: одиночная или двойная нить
Ворс: шерстяной, редко шелковый
Узел: симметричный или асимметричный
Плетение: сверхтонкое, тонкое, джофти
Борт: закругленный
Узор: реалистичные и стилизованные растения
Символы: четверка, 8-конечные звезды, дерево жизни, ниша со светильниками, облачное небо, плоды граната, цветы лотоса
Старинный город Кашан находится неподалеку от Кума. Во время правления династии Сасанидов здесь уже процветала торговля и культура. При Сефевидах появились первые придворные мануфактуры, где на протяжении XVII века делали прекрасные персидские ковры. Впоследствии эти изделия в Европе назвали польскими, поскольку значительная часть оказалась у дворян тогдашней Польши, любивших восточную роскошь.
Затем ковроткачество пришло в упадок. Только в конце XIX началось возрождение забытого искусства, и произошел кратковременный взлет качества. Позже кашанские ковры снова утратили привлекательность. Сохранились древние сюжеты, правда используются материалы гораздо худшего качества, чем в прошлом. Подробность воспроизведения рисунков тоже оставляет желать лучшего. Изготовлением ковров занимаются преимущественно крестьяне из окрестных деревень, специалистов высокого класса практически нет.
Современные ковроделы предпочитают выпускать экономные изделия, на которые легче найти покупателей. Используют посредственную шерсть, часто снятую с забитых животных. Ковры ткут на скорую руку, не уделяя плетению должного внимания. Преобладает грубый узел джофти, характерный для вещей утилитарного назначения. Лишь редкие элитные экземпляры сотканы полностью из шелка, включая основу. Шелковые изделия производят обычно на заказ, с уверенностью, что покупатель заплатит хорошую цену.
Материалы и технические характеристики
Кашанские ковры XIX века, как и более древние «польские», ценятся коллекционерами. Лучшие образцы сохранились в музеях, и теперь мало доступны даже состоятельным людям. Как гласит местная легенда, расцвет ковроделия в Кашане произошел благодаря местному торговцу шерстью. Коммерциант-монополист дешево сбывал избытки сырья, ибо ткачи не могли вовремя переработать весь объем. Естественно, материал был посредственным. Речь не шла об отборе лучшего ворса для изготовления элитных ковров.
По другим сведениям, дешевая шерсть особенно не повлияла на ковроткачество. Ренессанс в отрасли случился по вине мастера Мохташама, делавшего настоящие шедевры искусства. Также достоин упоминания художник Дабир, создававший произведения в своем уникальном стиле. Для них характерна богатая цветовая палитра, своеобразное равновесие форм и расцветок.
Антикварные образцы XIX века не только отличаются превосходным оформлением. Техника изготовления тоже была тогда на высоте. Фактура ткани очень плотная, поскольку использовалась технология pool buft. Некоторые изделия затканы золотыми и серебряными нитями. Такая манера исполнения называется «суфи», и чрезвычайно ценится у коллекционеров.
Иконография
Орнамент древних и современных изделий обычно следует традиционным сефевидским канонам. Характерен специфический сюжет центрального медальона, который называется габгорани. Рисунок воспроизводит переднюю обложку Корана. Вокруг центра, напоминающего о святынях и преемственности искусства, расположены другие изображения. Часто встречается дерево вагхвагх, но бывают ковры с менее символическим узором, орнамент приближен к реалистичным растениям. На основном поле нередко изображены коврики для мусульманской молитвы, окруженные растительным узором. Кайма однообразная, представляет собой повторение классического мотива герати.