Основа: раньше шерсть, теперь хлопок
Уток: одиночный или сдвоенный
Ворс: шерстяной
Узел: симметричный
Плетение: от тонкого до грубого
Борт: закругленный, обычно двухцветный
Узор: растительные орнаменты, геометрические фигуры, стилизованные изображения
Символы: четверка, кипарис, гранатовый плод, животные, райские кущи
Иранский регион Чехармехаль находится к юго-западу от города Исфахана. Здесь проживают многочисленные национальные меньшинства: лури, бахтиари, курды, армяне и турки. Этническое разнообразие местного населения влияет на особенности ковроделия в регионе. Характерно смешивание различных стилей, хотя все же можно выделить несколько основных художественных направлений.
Материалы и технические характеристики
Чехармехальские ковры отличаются высоким качеством. Мастера работают на совесть, тщательно укладывают нити и окрашивают изделия. Довольно редко встречается грубая работа. Самые дешевые ковры предлагают покупателям в поселке Шаламзар. Но и здесь плотно прибивают ткань, аккуратно выкладывают крупные узлы. В Фарадонбе наоборот, делают наиболее дорогие экземпляры, с тонким плетением, используют красивый блестящий ворс.
Для изготовления основы ковроделы применяют хлопковые нитки. Уточная нить обычно сдвоенная. Армяне, живущие в Феридане, издавна ткали ковры из очень мягкого ворса. По традиции, аналогичные современные изделия называют армянскими, хотя они сделаны, как правило, представителями других народностей.
Иконография
Существенный вклад в местное ковроделие внесли бахтиары, составлявшие древнейшее население Ирана. Именно этот народ создал и распространил сюжет с медальонами, называемый кхешти. 4-угольники (прямоугольники и квадраты) располагаются рядом в определенном порядке, или на первый взгляд беспорядочно. В них изображены вазы с цветами, пышные деревья, сказочные птицы.
Основные иконографические сюжеты относятся к эпохе правления Сефевидов. До сих пор прослеживаются характерные для тех времен цветовые особенности. По сути, ковры из Чехармехаля представляют собой простецкий, крестьянский вариант древней традиции.
В настоящее время важным центром ковроделия является город Шехре-Корд, столица Чехармехаля. Городские кустари ткут превосходные бахтиарские изделия, оформленные с использованием традиционных мотивов. От исфаханских местные образцы отличаются большей схематичностью рисунка, им не хватает тонкой изысканности.
Городок Шаламзар известен знатокам ковроделия решетчатыми композициями на полотнах (банди). Сбоку расположены орнаменты с изображениями растений, характерные для молитвенных ковриков мусульман.
Ремесленники Фарадонба освоили производство во французском стиле (обюссон), хотя сохраняют и местную традицию со строгим геометрическим орнаментом. Армянский городок Феридан отличается распространением сюжетов на природные темы, без ограничений на изображение живых существ, характерных для мусульманского мира. Мастера-армяне изображают кипарисы, ярких попугаев и прочих птиц. Со временем оформление фериданских ковров все больше напоминает сюжеты бахтиаров, что связано с сильным взаимным влиянием двух культур.
Расцветки
Для изображения цветущей природы необходимо много ярких красок. Чехармехальские мастера умело применяют естественные и синтетические красители, отличаются хорошим вкусом при выборе цветов. К самым популярным расцветкам относится синяя, слоновой кости, и все оттенки красной.
Изделия из Шаламзара и Фарадонба окрашены в теплые оттенки синего, широко используется зеленый и красный цвет, также окраска под слоновую кость. Ковры из Феридана многоцветные, причем используются только натуральные красители.