Основа: хлопок или шерсть
Уток: одиночная нить по методу loop buft
Ворс: шерстяной или шелковый
Узел: симметричный, асимметричный
Плетение: тонкое или грубое, иногда сверх-тонкое
Борт: закругленный, в старинных коврах изредка прямой
Узор: геометрический или стилизованный, встречаются растительные орнаменты
Символы: ниша со светильниками, 8- и 16-конечные звезды, четверка, дерево, бараний рог, символические животные
У людей, знающих историю ковроткачества, «Ардебиль» вызывает ассоциации с ковром периода правления Сефевидов, выставленным в королевском музее Лондона. Шедевр древнего искусства был найден британцами в мечети города Ардебиля. Но вероятно, был соткан в другом месте. Местные мастерские начали выпускать ковры ручной работы только в XIX веке. Изделия, сотканные ардебильскими мастерами, заменили на мировом рынке продукцию с Кавказа, где ковровое ткачество пришло в упадок.
Ковры из Ардебиля не были особенно аккуратными, но высоко ценились на Западе за разнообразные рисунки и яркие цвета. Городские ремесленники также ткали замечательные изделия с применением техники килим и сумах (сюзанэ).
Материалы и технические характеристики
Теперь ткачи Ардебиля и прилегающих районов южного Азербайджана работают преимущественно на экспорт. Выполнение непритязательных коммерческих запросов отрицательно сказывается на качестве продукции. В основном, изделия посредственные, сделанные на скорую руку. Уточные нити недостаточно уплотнены, в результате ткань оказывается слишком рыхлой и быстро изнашивается. Такие изделия не рекомендуется размещать на полу, лучше использовать их только с декоративной целью, как настенные. Основа обычно хлопковая, лишь редкие элитные экземпляры сделаны полностью из натурального шелка. Шелковые ковры изготовлены тщательно, и отличаются высокой ценой.
Иконография
Поначалу геометрические рисунки на коврах из Ардебиля напоминают характерные для ценных кавказских изделий. Но при ближайшем рассмотрении выявляются существенные различия. Ардебильские образцы чересчур ярко окрашены, в них отсутствует мягкая цветовая гармония, присущая коврам с Кавказа. Особенно выделяется насыщенная красная расцветка. Орнамент каймы визуально перегружен декорациями, в отличие от простых и элегантных кавказских ковров.
Однако, любителей ковроделия радуют разнообразные узоры, выполненные во многих популярных стилях. Ткачи замечательно воспроизводят кавказские орнаменты пепередил и ширван. Немало изображений с традиционным для Персии оформлением, где преобладают утонченные растительные орнаменты. Встречаются мотивы герати и махи, распространенные в регионе Сеннех.
Расцветки
Близость Ардебиля к Тебризу сказалась на подборе расцветок. Цветовая гамма очень широкая: многочисленные оттенки красного, оранжевого, розового, бежевого, белого, зеленого и синего цвета. Современные красители преимущественно синтетические, и нередко в скором времени выцветают. Желательно предохранять ковер от солнечных лучей.