Ковры районов Баку
В центрально-восточной части Шивана расположен один из крупнейших центров торговли — Баку. Так сложилась история, что каждый район имеет свои отличительные особенности, как в инфраструктуре, так и в производственных сферах. Местную продукцию районов Баку будем рассматривать отдельно, поскольку она отличается своими уникальными чертам. После того, как в этом районе были найдены месторождения нефти, промышленная сфера существенно изменилась и изготовление ковров отошло на задний план.
Сегодня бакинские ковры считаются очень большой редкостью, за покупку которых придется выложить немало денег. Многие коллекционеры по всему миру активно ищут редкие изделия мастеров Баку, чтобы дополнить ими свой роскошный интерьер. В пригороде изготавливаются известные ковры «кила», которые пользуются особым спросом у ценителей таких изделий.
Особенности бакинских ковров
Для изготовления бакинских ковров используют весьма рыхлую арматуру, но основным материалом является шерсть высокого качества, нежная и приятная на ощупь. Как правило, плетение выполняют средней тонкости с дополняющими иконографическими композициями.
Для ковровых изделий этой местности предпочтительней будет продукция с медальонами прямоугольной или шестиугольной формы в рядовом расположении, а также красивая плиточная форма, напоминающая туркменский гель. Для изготовления ковров «килим», как правило, используются удлиненные ромбические формы и многоугольники, чем-то напоминающие эзотерическую символику, например, часто встречаются магически цифры «4» или восьмиконечная звезда. Самой выделяемой чертой местной иконографии можно назвать отдельное расположение каждого элемента (ромб, квадрат, шестиугольник), каждый из которых заключается в круг (специальная округлая или прямоугольная оправа).
Для более традиционной методики свойственны различные стилизованные схемы афшан и кхарканги, унаследованные от эпохи Сефевидов, с растительными мотивами пальметт, стеблей и листьев. Подобный стиль используется в бордюре, где предпочтительными считаются листья и сюжеты с пальметтами. Чтобы орнамент бордюра не был таким однотипным и скучным, на полосы наносили изображение бегущего пса, орлиного глаза и разных листьев в зубчатых или чашеобразных формах.
Ковры «килим» изготовлялись, как правило, в темно-синих цветах, которые чаще всего использовались для создания фона. Горизонтальные ряды боте разбавлялись узорами мохара-мат, а на некоторых коврах встречаются бесконечное количество рядов, переходящие в тематические формы и сюжеты. Для таких ковров характерным является размещение в центре медальона, от которого в стороны отходили классические для иконографии этого стиля ромбы и различные геометрические линии. Для орнамента за основу брался именно ромб, который местные жители позаимствовали у мастеров ковровых изделий из Турции. Эти геометрические формы располагались рядами по периметру всего кофра, а главная отделочная полоса играла крайне важную роль. В отличие от кавказских сюжетов, здесь вместо простого геометрического поля могли наноситься рисунки различных зверей, птиц на своих насестах.
Технические характеристики
• Цвет. Для изготовления этих ковров чаще всего использовались бледные, почти прозрачные цвета. На полотне заметно гармоничное сочетание голубого и бежевого, цвета слоновой кости и желтых оттенков, а также чистые тона красного и шоколадные цвета.
• Материалы. Для основы использовалась шерсть или хлопок, а для плетения применялась шерсть высокого качества и мягкости.
• Изготовление. Двойная нить, четкие симметричные линии и три типа плетения (тонкое, полутонкое и грубое) с четкими бортами.
• Внешний вид. В кофрах этой области использовались классические стили с нанесением правильных геометрических форм, образов зверей и растений, а также мусульманская и тотемная символика, звезды, талисманы и свастика.
• Дополнительная информация. Ковры районов Баку имеют не такую прочную и износостойкую структуру, как ширванские или бакинские, но коллекционеры ценят их за утонченность и элегантность иконографии и сюжета.