Размеры: 1,7м * 1,4м
Килим
В последние десятилетия на Западе стали ценить ковры, изготовленные по технологии килим. То есть, тканые, а не узелковые (ворсовые). Не удивительно, что признание и распространение таких ковров запоздало в западных странах. Причина запоздания заключается в том, что раньше жители Турции, Ирана и Кавказа использовали ковровую технику килим только для изготовления домашних или племенных изделий. Ковры не поступали в продажу, тем более за границу.
Теперь ситуация изменилась. Мастера постепенно переходят к другому образу жизни. Выходят из родоплеменной изоляции, расширяют прежде изолированный круг интересов. На их изделия появился зарубежный спрос, который рождает предложение. Ткачи понемногу наращивают изготовление ковров типа килим на продажу, в том числе на экспорт. Самый стойкий спрос на подобные вещи наблюдается в Европе и Америке. Также граждане этих частей света в состоянии платить наибольшие деньги за ценные художественные изделия.
Тканые ковры выглядят не так изысканно и роскошно, по сравнению с традиционными ворсовыми. Но представляют огромный интерес, как произведения искусства. Их ценят культурологи, дизайнеры, и просто любители прекрасного. Практичные ковры килим прочно заняли свое место в дизайнерском интерьере, посвященном Востоку. Используются для декорации загородных коттеджей, в качестве ковриков для ванных, кухонь и детских комнат.
Прекрасные традиции коврового дела появлялись в Армении очень давно и содержат изображения животных и растений в сильно стилизованном виде.
Одной из разновидностей старых ковров Армении это ковры «с драконами», хотя формы драконов здесь столь схематизованы и геометризованы, что их природа с трудом может быть установлена.
Эти ковры в среднем поле разделены широкими косыми полосами на ромбовидные участки с крупным стилизованным орнаментом. Четкости их рисунка отвечает контрастность расцветки (красный, зеленый, синий цвета).
На армянских коврах XVIII века можно видеть, как формы более позднего времени воплощают тот же стиль, который можно было видеть в более раннем ковре с драконами.
Среднее поле этого ковра занято крупными изогнутыми фигурами угловатых очертаний. Несмотря на своеобразную форму этих мотивов, в них можно узнать «плод миндаля»— орнамент, с которым мы уже неоднократно встречались. Но обычно он имел более округлые очертания и многократно повторялся, заполняя собою или коймы, или фон центрального поля.
В данном случае этот рисунок получает иное композиционное значение, давая в среднем поле несколько крупных пятен решительно очерченного контура, с тонким растительным заполнением внутри этих мощных очертаний.
Хотя здесь и отсутствуют драконовидные формы, но твердость рисунка и четкость композиционной схемы роднит его с более древними композициями, в которых формы драконов переплетались с сильно прорисованными пересекающимися диагональными полосами.
Ковроделие Армении весьма разнообразно. Стремясь использовать все лучшее из опыта прошлого, современные мастера отображают в своем творчестве великие события нашей эпохи.
На основе изучения истории страны, ее памятников искусства художники Армении создали совершенно новый тип орнаментального ковра национального стиля. При этом они исходили из древних мотивов в различных областях творчества, в том числе и из архитектурных памятников с их сложной и пышной скульптурной декорацией. Очень много внимания было уделено ими изучению замечательных рисунков и украшений старинных армянских рукописей.
В результате этой творческой работы были созданы рисунки ковров с очень сложной композицией из переплетающихся округлых линий растительно-цветочного стиля. Иногда в линейный узор очень хорошо вписаны фигуры птиц и животных. При этом вся композиция прекрасно сочетается с гармоничным колоритом в глубоких, мягких, насыщенных тонах.
Эти прекрасные изделия, выполненные в тонкой ковровой технике, получили высокую оценку на международных выставках.
Среди культурного наследия, которым пользовались художники Армении, создавая новые ковровые рисунки, надо обратить особое внимание на один источник. Он хорошо известен армянским мастерам. Мы имеем в виду находящееся в Вагаршапатском монастыре ценнейшее собрание армянских старинных набоек.
С давних времен в Армении существовало обыкновение переплетать рукописи в набивные ткани. Рисунки этих набоек отличаются смелостью, оригинальностью, свежестью расцветки растений и цветов. Здесь — изгибающиеся стебли с цветами на тканях XIV века и композиции из нарциссов XV века. Замечательна набойка 1363 года с рисунком из палевых и голубых тюльпанов на желтом фоне.
Килим в восточной культуре
В восточной культуре ковер в стиле килим всегда ценили меньше, чем ворсовый. В богатых домах на виду были только ворсовые ковры, а тканые подстилали снизу, для лучшей сохранности верхних. В бедных сельских жилищах клали на пол, под ноги, в качестве повседневных практичных ковриков. Но это не значит, что ковры килим относятся к изделиям низкого качества. Ремесленники всегда делали их тщательно, с фантазией и любовью. Традиция коврового ткачества происходит из глубины веков. Ремесло с древними корнями долго выражало самобытный художественный вкус азиатских кочевников. Каждое из кочевых племен Азии по-своему делало предметы домашнего обихода: ковры, мешки, шатры, постельные принадлежности, упряжь для лошадей.
Возникновение и история
Ковровые изделия килим ткут практически только из шерсти. У пастухов, перегоняющих большие стада, шерсть всегда была под рукой. Для экономии времени и сил использовали достаточно толстые пучки. Плотная, грубо сплетенная ткань отличается большой прочностью. Неприхотливый коврик долго служил людям, по нему ходили в обуви и босиком.
Шерстяные вещи плохо сохраняются, поэтому археологам трудно сказать, когда впервые появилась техника килим. Вероятно, еще в неолите, вместе с другими технологиями ткачества. Прямых археологических доказательств нет. Но встречаются древние изображения, на которых с большой долей вероятности запечатлены ковры килим.
Археолог Джеймс Мелларт в 60-х годах XX века исследовал неолитическое поселение Катал Хуйук в центральной Анатолии. В жилищах VI тысячелетия до нашей эры были найдены крупные ритуальные помещения. Фрески, украшающие стены, поразительно похожи на старинные ковры килим, которые делали в этой местности намного позже. Используются такие же орнаменты и расцветки.
Как утверждает Мелларт, на рисунках различимы даже пришитые сбоку борта. По мнению ученого, на фресках однозначно изображены ковровые изделия, не сохранившиеся до нашего времени. Но художественные предпочтения мастеров мало изменились в течение тысячелетий.
Хотя предположение ученого очень правдоподобное, с точки зрения строгой науки это лишь гипотеза. В других районах Азии найдены более надежные свидетельства. На Алтае встречаются фрагменты ковров килим, сотканных в V-III веке до нашей эры. Древнейшие находки в Ираке датируются IV -III веками до нашей эры.
К сожалению, история тканых ковров недостаточно освещена в письменных источниках. Также до наших дней сохранилось мало целых изделий в хорошем состоянии. В турецких музеях хранятся некоторые из них, принадлежавшие османской знати в XVI-XVIII веках. Встречаются разрозненные и редкие упоминания в литературе, что килим предназначались не для продажи, а для использования внутри семьи или рода.
В Иране из подобных изделий осталось лишь несколько дорогих образцов, с серебряной и золотой нитью, относящихся к эпохе правления Сефевидов. Сохранилось довольно много тканых ковров ручной работы, датированных XIX веком. Затем их количество сокращается, в связи с переходом многих народностей от кочевой жизни к оседлой. В XX веке техника килим пошла на убыль. Она всегда была тесно связана с обществом и родовой культурой. Это выражается в символике орнаментов, в способах изготовления — приемы работы быстрые, не слишком аккуратные.
Когда началось использование анилиновых красителей, оригинальный местный колорит исчез. На смену кустарям и естественной гармонии пришло промышленное производство с яркими красками. Серийный выпуск изделий на Анатолийском полуострове привел к художественному сдвигу в традиционно строгой геометрии оформления. Местная традиция из-за иностранного влияния, чуждого коренному населению страны, уступила место пышному «барочному» стилю.
Классификация
Старейшие ковры килим трудно классифицировать. Ремесленники работали разрозненно, опираясь на семейные и племенные традиции. Техника передавалась от старших женщин в роду к младшим, или от наставницы к ученице. Всего несколько десятков лет тому назад исследователи попытались создать классификацию по региону изготовления или по племени. Такой подход оказался безуспешным. В реальности, похожий рисунок встречается на предметах, сделанных на большом расстоянии друг от друга. На дизайн влияют постоянные перемещения кочевых народов. Кроме того, женщины, владевшие техникой ткачества, выходили замуж, и переселялись в другие кланы. Там они переходили к другому стилю оформления, или частично сохраняли свой. Таким образом, происходил обмен знаниями и наработками.
Декоративные сюжеты
В ковровом декоре явно преобладают простые геометрические мотивы, и стилизованные изображения реальных предметов. Они обычно имеют и символическое значение, во многом сохранившееся, несмотря на частичную потерю понимания символов. Большая часть символики, изображенной на коврах килим, встречается также на узелковых коврах. Например, часто изображают птиц и зверей, но только частично, или совсем символически. Как известно, ислам не приветствует изображение живых существ. На изделиях из Анатолии часто изображен двусторонний топор — символ двуединства силы и власти.
Сюжет, который отсутствует на ворсовых, но присутствует на коврах килим — лабиринт, расположенный по спирали. Возможно, это символическое выражение цикличности жизни и природных явлений. Подобная символика предназначена для семьи, передавать ее покупателям считалось плохой приметой.
Анатолийские старинные ковры килим часто имеют любопытную особенность — в них используется продольный шов. По мнению некоторых исследователей, это объясняется техническими трудностями ткания на домашнем ткацком станке с горизонтальной ориентацией. На нем нельзя изготовить вещь больших размеров за один раз. Поэтому делали два одинаковых куска, которые потом сшивали в крупный ковер.
Другие специалисты предполагают, что при разделе наследства такие ковры разрезали не по шву, а поперечно, и в обеих частях сохранялся продольный шов. Необычный способ разрезания может объясняться мистическими представлениями о космическом дуализме. Изделия, состоящие из соединенных между собой кусков, символизируют его. Только при соединении различных элементов возникает вселенская гармония. Эта идея прослеживается в верованиях домусульманской эпохи. И ее воплощение в изделиях ремесленников очень вероятно.
Техники килим
Восточные народы использовали специфические техники для изготовления ковров килим. Объемные предметы трудно ткать, и методика была простейшая: мешки, сумки, чехлы и наволочки плели с использованием максимум двух нитей. Для основы брали нить одного цвета, в челнок заправляли другую. Получалась полосатая ткань. Иногда уток был таким же, как основа, и вещь одноцветная.
Сложнее «щелевая» техника, пригодная только для орнаментов с правильной геометрией. Рисунок выглядит эффектно, как современный паззл. Чтобы сменить цвет на следующий, челнок возвращают туда, где опять начинается соответствующий заправленной в него нити. В итоге, на готовом изделии остаются узкие, но различимые глазом щели. Их расположение продольное или диагональное, направление промежутков зависит от свойств конкретного узора.
Один из вариантов данной техники — «ласточкины хвосты», распространенные у курдов. В целом, методика похожа на классическую щелевую, но не образуются видимые промежутки. Изделия выглядят привлекательнее. Для этого уточную нить, проходящую по краю одноцветного участка, плотно не затягивают на основной. Оставляют петельки, которые потом сцепляют с очередной челночной нитью другого цвета.
Самой продвинутой является техника с «изогнутой» челночной нитью. С ее помощью создают плавные очертания вместо строгих геометрических форм. Такую «гибкую» методику использовали турецкие ткачи времен расцвета Османской империи. Также она получила распространение у санадайских курдов на территории Персии. С тех пор сохранились замечательные образцы, украшенные реалистичными изображениями. Поверхность изделий, сотканных «изогнутым» методом, неровная. Челночную нить плотно прибивают лишь в некоторых местах. В других, соответственно ткущемуся узору, оставляют свободной. Таким образом достигают необходимого эффекта. Для создания красивых изделий нужно более совершенное, удобное оборудование. Со временем его становилось больше, и мастера могли ткать то, что им нравилось.