Размеры: 2,4м *1,5м
Ковры «казах» отличаются насыщенной колористической гаммой, поскольку используются в основном натуральные красители. Широко распространены ярко-красные расцветки, получаемые из марены — ими окрашен, как правило, фон. Он бывает также синим или цвета слоновой кости. В целом хроматическая палитра ковров «казах» исключительно богата: синий, зеленый, желтый, голубой, бежевый, черный и коричневый.
Прекрасные традиции коврового дела появлялись в Армении очень давно и содержат изображения животных и растений в сильно стилизованном виде.
Одной из разновидностей старых ковров Армении это ковры «с драконами», хотя формы драконов здесь столь схематизованы и геометризованы, что их природа с трудом может быть установлена.
Эти ковры в среднем поле разделены широкими косыми полосами на ромбовидные участки с крупным стилизованным орнаментом. Четкости их рисунка отвечает контрастность расцветки (красный, зеленый, синий цвета).
На армянских коврах XVIII века можно видеть, как формы более позднего времени воплощают тот же стиль, который можно было видеть в более раннем ковре с драконами.
Среднее поле этого ковра занято крупными изогнутыми фигурами угловатых очертаний. Несмотря на своеобразную форму этих мотивов, в них можно узнать «плод миндаля»— орнамент, с которым мы уже неоднократно встречались. Но обычно он имел более округлые очертания и многократно повторялся, заполняя собою или коймы, или фон центрального поля.
В данном случае этот рисунок получает иное композиционное значение, давая в среднем поле несколько крупных пятен решительно очерченного контура, с тонким растительным заполнением внутри этих мощных очертаний.
Хотя здесь и отсутствуют драконовидные формы, но твердость рисунка и четкость композиционной схемы роднит его с более древними композициями, в которых формы драконов переплетались с сильно прорисованными пересекающимися диагональными полосами.
Ковроделие Армении весьма разнообразно. Стремясь использовать все лучшее из опыта прошлого, современные мастера отображают в своем творчестве великие события нашей эпохи.
На основе изучения истории страны, ее памятников искусства художники Армении создали совершенно новый тип орнаментального ковра национального стиля. При этом они исходили из древних мотивов в различных областях творчества, в том числе и из архитектурных памятников с их сложной и пышной скульптурной декорацией. Очень много внимания было уделено ими изучению замечательных рисунков и украшений старинных армянских рукописей.
В результате этой творческой работы были созданы рисунки ковров с очень сложной композицией из переплетающихся округлых линий растительно-цветочного стиля. Иногда в линейный узор очень хорошо вписаны фигуры птиц и животных. При этом вся композиция прекрасно сочетается с гармоничным колоритом в глубоких, мягких, насыщенных тонах.
Эти прекрасные изделия, выполненные в тонкой ковровой технике, получили высокую оценку на международных выставках.
Среди культурного наследия, которым пользовались художники Армении, создавая новые ковровые рисунки, надо обратить особое внимание на один источник. Он хорошо известен армянским мастерам. Мы имеем в виду находящееся в Вагаршапатском монастыре ценнейшее собрание армянских старинных набоек.
С давних времен в Армении существовало обыкновение переплетать рукописи в набивные ткани. Рисунки этих набоек отличаются смелостью, оригинальностью, свежестью расцветки растений и цветов. Здесь — изгибающиеся стебли с цветами на тканях XIV века и композиции из нарциссов XV века. Замечательна набойка 1363 года с рисунком из палевых и голубых тюльпанов на желтом фоне.
До нашего времени сохранились ковровые изделия Кавказа XV—XVII и более поздних веков. Их исполнение свидетельствует о том, что этот период не является начальной стадией коврового искусства на Кавказе: только в течение ряда веков могли сложиться столь высокие художественные достижения и производственные навыки.
Страны Кавказа состояли из мелких феодальных княжеств, население которых страдало не только от эксплуатации местных феодалов, но и от захватнической политики окружающих государств. Еще при Петре I влияние русского царизма распространилось на Дагестан, а страны Восточного Закавказья находились в зависимости от Ирана, который покровительствовал эксплуататорской политике местных князей.
По мирному договору 1723 года с Ираном Россия получила побережье Каспийского моря, приостановив агрессию со стороны Ирана и Турции по отношению к Армении и Грузии. Петр старался развить внешнюю и внутреннюю торговлю и заключил торговый договор с Ираном. Оживилась и расширилась торговля c Средней Азией. Население Кавказа вовлекалось, таким образом, в торговые отношения с соседями.
Среди населения Кавказа были широко распространены кустарные промыслы, особенно ковроделие. Несмотря на политическую зависимость от соседних стран, ковроделие Кавказа сохранило свою самобытность, и ковры Дагестана и Закавказских стран имеют свой ясно выраженный характер.
При феодальной эксплуатации лучшие ковры отбирались феодалами для «двора» и иногда делались по особым заказам. Но и такие «придворные» ковры на Кавказе были изделиями народного творчества, так как они не выделывались по рисункам записных художников, как это происходило в придворном ковроделии Ирана, а создавались мастерами на основе народной традиции.
Основой композиции кавказских ковров всегда были образы цветущей природы, иногда при очень значительной стилизации растительных форм. До сих пор сохранились рассказы о том, что в давние времена мастерицы выходили с ковровыми станками на цветущий луг, чтобы составлять рисунки непосредственно по живым образам растительной природы.
В старинных коврах четко выражена общая композиционная идея, ясно трактованная в крупных стилизованных цветочных и растительных орнаментальных мотивах, с подчинением мелких деталей основному художественному заданию. В XVIII веке очень распространен был тонкий ажурный рисунок из мелких цветочных и орнаментальных мотивов, образующих сплошную сеть из стилизованных форм растительности.
Упадок коврового дела на Кавказе начинает сказываться с середины XIX века и в полной мере проявляется к концу XIX— началу XX века (при массовой работе на внутренний и иностранный рынки). Введение анилиновых красителей, начиная с 1870-х годов, губительно влияло на технические и художественные качества ковров.
В ковровом рисунке этого времени наблюдаются упрощенческие тенденции, растительные рисунки приобретают сухой, далекий от исходных образов геометрический характер, композиция состоит из крупных геометрических схем в виде прямоугольников и ромбов, при заполнении их мелкими формами.
Крупные орнаментальные мотивы до того схематизованы и геометризованы, что их первоначальное значение трудно уяснить, а живая связь между ними утрачивается в композиционном построении. Очень часто мелкий орнамент органически мало связан с крупными формами рисунка и служит только для механического заполнения свободных пространств фона.
В советский период, в связи с общим подъемом культуры, начинается работа над усовершенствованием технического и художественного качества коврового дела. Проводятся мероприятия по устранению анилиновых красок и замене их прочными растительными. Ведется работа над развитием реалистических ковровых рисунков.
Особенно замечательны достижения грузинского советского ковроделия по созданию новых ковровых композиций на основе изучения культурного наследия страны в области архитектурной декорации и книжных украшений.
Ковры Советской Грузии представляют собою прекрасные произведения народного творчества. Среди них есть и ковры советской тематики.
Среди старинных ковровых изделий Кавказа существует ряд разновидностей, различающихся между собою по тематике и колориту и вместе с тем сохраняющих общие черты, свойственные местным творческим традициям.
Коверы, относящийся к XVII веку. На темносинем фоне среднего поля ритмично расположены крупные стилизованные цветочные формы, частью в виде розеток. Они связаны между собою растительной сетью с цветами (носящими условное название «родосских лилий»); иногда они более светлого, иногда более темного тона, с массивными стеблями. Среди мелкого рисунка, окружающего основные фигуры композиции, есть и небольшие цветы, условно изображенные фигуры птиц. По краю среднего поля идет мелкий ажурный рисунок мотива «плод миндаля». Он дает постепенный переход к коймам, среди которых— два бордюра из цветов гвоздики, очень типичных для азербайджанской орнаментики.
Иконография:
в иконографии ковров «казах» соединены элементы из нескольких различных схем, а рисунок с течением времени претерпел значительные изменения. Композиционная схема в основном среднеазиатская, так же, как и рисунок, который отличают строгая геометрия и стилизация. В целом иконография испытала влияние сельджукской, а также анатолийской традиций. В мотивах встречаются основном поле, которое обычно ярко-красного цвета свастики, белые многоугольники, напоминающие по форме зубчатый крест (считается, что это эволюция изображения дракона). Рисунки пересекаются зелеными диагональными полосами, которые, в свою очередь, также имеют зубчатую форму, что, возможно, является модификацией решетчатой композиции, характерной для ковров с драконами. Бордюр чаще всего имеет светлый фон, по которому идут ромбы и прямоугольники зубчатой формы. В целом композиции отличаются гармоничным колоритом и подчеркнутым динамизмом.
Дополнительно:
Для ковров «казах» сделанных в регионе Борчалу (сейчас это Грузия, населенная этническими Азербайджанцами) характерны широкий бордюр, очень яркие живые краски. По бордюру идет узор с изображением половинчатых побегов лозы с крючкообразными очертаниями. Среди полос бордюра выделяется белая, которая придает большую живость другим расцветкам. Аналогичный прием можно найти в туркменских коврах народностей «Эрсари» и «Йомут», что является еще одним свидетельством того, что на территории Кавказа мы имеем дело с переплетением самых разных культурных традиций. Мотивы центрального поля не имеют особенно яркого развития, как правило, в центре расположена узкая прямоугольная фигура с изображением побегов лозы.
В коврах «казах» из Лори-Памбак используется традиционная композиция с центральным медальоном крючкообразного очертания, как правило, зеленого цвета. В центре помещены крестообразные рисунки, восходящие к старинным стилизованным изображениям солнца. В последних композициях медальон может быть не один: изображение медальона может повторяться в средней части поля, а узор располагается вертикально в форме колонн. В бордюре чередуются звезды и трезубцы.