Город Керман давно известен традициями ткачества. Еще путешественник Марко Поло упоминает шали, сделанные в Кермане. Но расцвет ковроделия начался гораздо позже. Трудно сказать, когда именно появилась первая мастерская. Скорее всего, во время правления династии Сефевидов. Первые достоверно датированные образцы местных ковров относятся XIX веку.
Развитию ковроделия помогли экономические проблемы: переход от ручного изготовления тканей к промышленным методам оставил без работы множество ткачей. Умелые ремесленники искали своим рукам другое применение, и стали плести замечательные ковры. Когда еще оставалось много прилежных кустарей, были созданы лучшие исторические экземпляры. Впоследствии количество выпускаемых в городе изделий значительно уменьшилось, отчасти пострадало и качество.
Наибольшей известностью из антикварных образцов пользуются сделанные смелым экспериментатором Аргиомандом. В его прославленной мастерской работали Мохсен и Хасан Кхан. Также трудился ковровый мастер Шароки. Совместными усилиями керманские ковроделы подняли искусство на небывалую высоту. До сих пор у художников вызывают интерес их эксперименты с расцветкой, поиски удачных цветосочетаний.
В 1920-х годах большая часть мастеров ориентировалась на выполнение заказов иностранных торговых компаний. Качественные изделия ручной работы хорошо экспортировались в США и Западную Европу.
По окончании второй мировой войны иностранцев вытеснило национальное объединение «Шеркати Фарш». Иранские предприниматели продолжали вывозить за границу значительную часть продукции, преимущественно в Америку. Учитывая вкусы американцев, производители отказывались от традиционных для Персии мотивов. Произошел переход от символических изображений к пышным реалистичным картинам. Многие ковры украшены растительным орнаментом, похожим на французские сюжеты (обюссон). С изделий даже исчезла кайма, характерная для антикварных керманских ковров XIX века.
Кроме классических ковров, осевшие поблизости от Кермана бывшие кочевники делают превосходные гобелены килим. Особенный интерес представляет искусство тюркского народа афшари. Маленькие, зачастую спаренные узоры боте граничат с крохотными рисунками, характерными для кашкаев.
Возле Кермана немало поселений, куда стоит заехать коллекционерам в поисках оригинальных ковров: Бафт, Нейриз, Париз, Сирджан, Шаре Бабак.
Материалы и технические характеристики
По мере ослабления международных торговых связей Ирана ухудшалось качество продукции в Кермане. Вместо тонкой отделки ткани ковроделы стали плести грубые узлы (джофти), с небольшим количеством движений челнока. Изысканной мягкой шерсти пришел на смену грубый ворс таббакхи. Натуральные краски были заменены синтетическими.
Современные ковры сделаны грубовато. Окрашенные природными красителями выглядят блекло, синтетика наоборот, слишком бросается в глаза. Редко встречаются удачные цветовые сочетания. Но стоимость изделий невысокая, что привлекает покупателей с ограниченным достатком.
Иконография
Керманские ковры отличаются разнообразием сюжетов. Часто используется одинарный и двойной рисунок боте, напоминающий кипарисы. Распространен узор «мать и дочь», картины с нишей и светильниками, изображения ваз, охотничьи сюжеты. Как и практически везде в Иране, популярны цветущие сады, «дерево жизни», зеллолсолтан, медальоны различных размеров.
Расцветки
Антикварные ковры из Кермана окрашены только природными красителями. Цветовая гамма шире, чем на современных произведениях. Встречаются разные оттенки красного цвета, зеленый, голубой, синий, окраска под слоновую кость. Современные изделия окрашиваются синтетикой, на них меньше зеленого цвета.