Основа: хлопковая
Уток: сдвоенная нить по методу луп бафт
Ворс: шерсть или смесь с шелком
Узел: асимметричный
Плетение: сверхтонкое, тонкое, джофти
Борт: закругленный
Узор: стилизованные растения
Символы: четверка, 8- и 16-конечные звезды, ниша со светильниками, символические животные
Ковровое ткачество в Наине появилось поздно. Первые образцы датируются 30-ми годами XX века. Но местные кустари быстро наладили производство ковров высокого качества. Здешние изделия были предназначены для продажи состоятельным иранцам, не на экспорт, что сказалось на художественном оформлении.
Наибольшего расцвета ковроделие достигло в середине прошлого столетия. В Наине работал известный мастер Хабибьян, чья продукция пользовалась неизменным успехом у соотечественников. Традиции того времени сохранились, современные ковры в основном похожи на созданные предками нынешних ковроделов.
Мастерские расположены и за пределами города. Коллекционерам стоит заглянуть в поселок Тудешк, расположенный неподалеку. Местные производители создают настоящие шедевры.
Материалы и технические характеристики
Распознать ковры, сделанные в Наине, можно по некоторым особенностям. Например, для изготовления основы используют закрученную особым образом хлопковую нить. Прядь состоит из 4, 6 или 9 ниток. Для выделения растительного узора применяют следующий прием: главные линии обводят тонкой, почти незаметной ниточкой из шелка. Она делает орнамент рельефным, и создает впечатление подсветки. Плотность ковра варьирует в пределах 5000-8000 узлов.
Иконография
Мотивы наинских ковров находятся под влиянием сюжетных линий, принятых в Исфахане и Кашане. Из этих центров ковроделия заимствованы композиции с медальонами, декоративные рисунки со светильниками в нише.
Шерсть получена в результате очень высокой стрижки животных. Изображения кажутся на редкость естественными, привлекательно переливаются в лучах света. Рисунок ковров отображает фантазию мастеров, нет четкого следования определенным канонам. Изделиям присущ реальный примитивизм, который отличается в лучшую сторону от созданного искусственно. Узоры в чем-то детские, но именно поэтому выглядят так очаровательно.
В последнее время поблизости от Наина начали производить дешевые ковры, непохожие на замечательные образцы прошлых веков. Такой «ширпотреб» легко распознать по некачественным материалам, грубой работе, и ограниченности цветового оформления.
Расцветки
Для изделий из Наина характерны мягкие, маловыразительные расцветки, без резких контрастов. Преобладает голубой, синий, красный и бежевый цвет. Для изображения растений и животных используется также желтый с коричневым.
Ограниченной цветовой гаммой отличаются изделия из соседнего городка Табаса. Эти ковры сделаны грубо, из шерсти низкого качества, с применением техники плетения джофти.
Выделяются пестротой экземпляры, изготовленные по технологии габбе. Мастера берут самую мягкую шерсть, и делают много прокидок челноком. Красители используются только натуральные, что и определяет хроматические характеристики.