Основа: хлопковая
Уток: сдвоенная нить по методу пул бафт
Ворс: шелковистая шерсть
Узел: асимметричный
Плетение: тонкое или полутонкое
Борт: закругленный
Узор: стилизованные изображения, растительные орнаменты
Символы: четверка, 8- и 16-конечные звезды, дерево жизни, гранатовый плод, ниша со светильниками
Бывший Султанабад (теперь Арак), до конца XIX века фактически был изолирован от международной торговли. Лишь в 1875 году местное ковроделие привлекло внимание торговцев из Тебриза. Поставлявшая заказы тамошним кустарям компания «Циглер» взяла под свое крыло и султанабадских ремесленников. Началось экономическое процветание ткачей, хотя изделия утратили былую оригинальность. Место самобытных традиций заняли европейские стандарты того времени на восточные ковры.
Когда в 1920 году ковровое производство вернулось под контроль иранских предпринимателей, ковроделы вновь стали работать, как их далекие предки. Теперь аракские ковры считаются одними из наиболее ценных в Иране.
Материалы и технические характеристики
Технология изготовления похожа на принятую в Саругхе. Ворс достаточно высокий (до 11-12 мм), что уменьшает износ изделий. Но контуры узоров становятся расплывчатыми.
Иконография
В Султанабаде больше, чем где-либо еще на территории Ирана, сказалось влияние иностранных традиций. Нередко в ковровых композициях используют детали, совершенно чуждые персидским канонам. Например, элементы растений, рассеянные по основному полю. Кайму отделяет растительный орнамент с изображениями животных, на ней идет широкой полоской узор герати. Подобное оформление характерно даже для антикварных изделий. По бортам обычно расположена неокрашенная полоса в природном цвете шерсти, которая контрастирует с декором.
Расцветки
Для окрашивания шерсти султанабадские мастера используют натуральные красители и естественные процессы. Пряжу обрабатывают кипящим раствором квасцов. Далее вымачивают около двух часов в настое марены на разбавленной кислой простокваше.
Волокна становятся интенсивно-оранжевыми. Затем их в течение суток моют проточной водой, для придания розовых оттенков. На современных коврах преобладают такие цвета, как бледный и яркий розовый, блестящий красный, различные оттенки слоновой кости.