Луристан – это регион на территории современного Ирана, где с древнейших времен жил народ лури. С севера к Луристану примыкают земли, населенные в настоящее время курдами. Предки нынешних лури заселили регион своего проживания около 2000 лет до н.э. Со временем кочевники переходили к более оседлой жизни, поощряемые правителями Ирана. В XX веке оседлость стала почти повсеместной, но сказалась отрицательно на экономике и самобытной культуре. Происходило смешивание с мигрантами, утрачивались племенные традиции. Сохранившие национальную самоидентификацию лури проживают теперь в немногих населенных пунктах.
Луристанские ковры трудно отличить от изготовленных в других районах на западе Ирана. С одной стороны, местные жители не создали самостоятельную традицию ковроделия. С другой, активно перенимали техники и сюжеты, распространенные у соседей. Сказывалась также физическая миграция носителей ткаческой культуры. Первоначальное население Луристана почти полностью рассеялось и ассимилировалось среди более крупных народностей.
Изготовленные луристанскими мастерами ковры поступают в продажу под названиями соседних городов, где происходит скупка изделий оптовыми поставщиками. Наибольшую известность получили ковры из таких городов, как Исфахан, Керманшах, Хорремабад, Шираз. Потомки кочевых лури искусно делают гобелены, практикуя технику килим. Также предлагают покупателям многочисленные изделия сугубо бытового назначения.
Материалы и технические характеристики
Сотканные вручную ковры лури характеризуются грубой вязкой. В качестве основного материала используется толстая шерстяная нить. Овечью шерсть нередко смешивают с козьей, или полученной от других животных. Наибольшей привлекательностью отличаются изделия из Насрабада. Насрабадские ковры красивые и аккуратные, выглядят изящнее аналогов из соседних городов. Местные ковроделы со вкусом подбирают расцветки. Размеры изделий обычно небольшие.
Иконография
Лури относятся к индоевропейским народам, и широко используют общую для племенных групп символику. На коврах изображают 8-конечные звезды, зазубренные орнаменты в виде козлиных и бараньих рогов. Пользуется популярностью композиция, состоящая из множества мелких ячеек (шир, пекари).
Для изделий из Бехбахана характерно наличие геометрических фигур. Чаще всего изображаются медальоны, окруженные зубчатыми контурами.
Расцветки
Ковроделы народности лури используют ограниченный набор цветов. Предпочитают темные оттенки: темно-красный, темно-синий (почти черный), коричневый. Из светлых расцветок присутствует только оранжевая, в виде небольших вкраплений. Оранжевый считается национальным цветом лури. Одно из луристанских племен, мамасани, отличается разнообразием цветовой гаммы при изготовлении ковров. Здешние ткачи окрашивают волокна в зеленый, голубой, золотистый, розовый и белый цвет. Полотна с яркими насыщенными красками выглядят великолепно, и больше соответствуют современным представлениям о дизайне, чем общепринятым 100-200 лет назад.
Город Сарабанд в регионе Маркаси известен качественными ковровыми изделиями. Но сарабандские ковры фактически сделаны мастерами лури, продающими свою продукцию под чужим брендом. При этом ковроделы широко практикуют мотивы, заимствованные у соседей. В частности, орнамент боте (мир), распределенный по всему полю, нехарактерный для Луристана. Образцы из Сарабанда отличаются оживленным, многоцветным узором. Как правило, изображения вытканы на красном фоне. Применяется мягкий блестящий ворс. Плетение компактное, средней плотности, выполнено по методике луп бафт (с плотной прибивкой). Широкая кайма оформлена на редкость привлекательно.