Недалеко от Хамадана находится городок Малайер. Это центр региона, где налажено кустарное производство ковров. В пределах самого городка мало кустарей, ткачи живут преимущественно в селах по соседству. Для региональных изделий характерен специфический орнамент. Местные ковроделы также известны замечательными ковровыми дорожками и каллегхи.
По мнению знатоков отрасли, самые выдающиеся предприятия расположены в северном и западном направлении от города. Там преобладают традиции курдов. Тогда как к югу от Малайера доминируют сюжеты Саругха и Фарахана. Лучшими считаются изделия, сотканные в поселке Мишан. Антикварные мишанские ковры очень ценятся коллекционерами. Современные мастера продолжают славные традиции предков.
Материалы и технические характеристики
На северо-западе региона четко прослеживается курдское влияние в технике изготовления ковров. Распространен симметричный узел с одиночной прокидкой челнока. К югу от Малайера популярно асимметричное плетение со сдвоенной челночной ниткой. В городе перемешиваются окрестные стили, поскольку мастера приезжают из деревень, и селятся в разных кварталах.
В антикварных коврах широко использовалась овечья и верблюжья шерсть. Современные образцы сделаны из более доступного и экономного хлопка.
Иконография
Чаще всего встречается сюжет с медальоном в центре ковра, к которому примыкают «серьги». Основной фон украшен изящными узорами герати или боте. Ремесленники, работающие по курдской традиции, предпочитают усеивать все поле декорациями: используют боте, зеллолсолтан, изображения ваз. Изделия с юга обычно украшены растительным орнаментом вокруг центрального медальона. Кайма декорирована розетками и герати, отдельные узоры соединяются стеблями.
Расцветки
Цветовая гамма достаточно узкая, но подбирается тщательно. За счет гармоничных цветосочетаний повышается ценность грубоватых изделий. Самые распространенные расцветки – синяя, кремовая, красная и оранжевая. Оттенки мягкие, вплоть до пастельных.