Антикварные ковры, эксклюзивные ковры, купить у нас!

Антикварный ковер «Ардебиль»

 

Основа: хлопок или шерсть

Уток: одиночная нить по методу loop buft

Ворс: шерстяной или шелковый

Узел: симметричный, асимметричный

Плетение: тонкое или грубое, иногда сверх-тонкое

Борт: закругленный, в старинных коврах изредка прямой

Узор: геометрический или стилизованный, встречаются растительные орнаменты

Символы: ниша со светильниками, 8- и 16-конечные звезды, четверка, дерево, бараний рог, символические животные

 

У людей, знающих историю ковроткачества, «Ардебиль» вызывает ассоциации с ковром периода правления Сефевидов, выставленным в королевском музее Лондона. Шедевр древнего искусства был найден британцами в мечети города Ардебиля. Но вероятно, был соткан в другом месте. Местные мастерские начали выпускать ковры ручной работы только в XIX веке. Изделия, сотканные ардебильскими мастерами, заменили на мировом рынке продукцию с Кавказа, где ковровое ткачество пришло в упадок.

 

Ковры из Ардебиля не были особенно аккуратными, но высоко ценились на Западе за разнообразные рисунки и яркие цвета. Городские ремесленники также ткали замечательные изделия с применением техники килим и сумах (сюзанэ).

 

Материалы и технические характеристики

 

Теперь ткачи Ардебиля и прилегающих районов южного Азербайджана работают преимущественно на экспорт. Выполнение непритязательных коммерческих запросов отрицательно сказывается на качестве продукции. В основном, изделия посредственные, сделанные на скорую руку. Уточные нити недостаточно уплотнены, в результате ткань оказывается слишком рыхлой и быстро изнашивается. Такие изделия не рекомендуется размещать на полу, лучше использовать их только с декоративной целью, как настенные. Основа обычно хлопковая, лишь редкие элитные экземпляры сделаны полностью из натурального шелка. Шелковые ковры изготовлены тщательно, и отличаются высокой ценой.

 

Иконография

 

Поначалу геометрические рисунки на коврах из Ардебиля напоминают характерные для ценных кавказских изделий. Но при ближайшем рассмотрении выявляются существенные различия. Ардебильские образцы чересчур ярко окрашены, в них отсутствует мягкая цветовая гармония, присущая коврам с Кавказа. Особенно выделяется насыщенная красная расцветка. Орнамент каймы визуально перегружен декорациями, в отличие от простых и элегантных кавказских ковров.

 

Однако, любителей ковроделия радуют разнообразные узоры, выполненные во многих популярных стилях. Ткачи замечательно воспроизводят кавказские орнаменты пепередил и ширван. Немало изображений с традиционным для Персии оформлением, где преобладают утонченные растительные орнаменты. Встречаются мотивы герати и махи, распространенные в регионе Сеннех.

 

Расцветки

 

Близость Ардебиля к Тебризу сказалась на подборе расцветок. Цветовая гамма очень широкая: многочисленные оттенки красного, оранжевого, розового, бежевого, белого, зеленого и синего цвета. Современные красители преимущественно синтетические, и нередко в скором времени выцветают. Желательно предохранять ковер от солнечных лучей.