Ковер ручной работы из южных регионов Афганистана, граничащих с регионом западный Белуджистан (Пакистан) и провинциями восточный Систан и восточный Белуджистан (Иран).
Ковёр был соткан ориентировочно в конце 40-х, начале 50-х годов XX века. Ковёр был соткан ткачихами племени «Белудж».
Длина 1,95м Ширина 1,40м
Высокая плотность вязки сочетается с тонкостью полотна (это видно на фотографии, где ковер собран пальцами в складки). Тонкость полотна получается за счёт использования шерсти в качестве основы и в качестве ворса – умягченной овечьей шерсти.
При производстве ковра также была использована черная верблюжья шерсть в качестве обметки по борту.
Данный экземпляр афганского ковроткачества весьма прочен и прослужит Вам очень долго. «Белуджи» кочевники живущие разведением и перегоном скота, а в недавнем прошлом еще и совершающие набеги на соседние племена. Представители племени «Белуджи» производят ковры на маленьких горизонтальных ткацких станках, которые легко разбирать и переносить. Поэтому ковры этого племени чаще всего не большие по размеру – чуть менее 2х – метров в ширину и длину.
Кооператив «Свет утренней звезды» им. Г. И. Гурджиева провёл мойку ковра, а именно:
Ковер прошел мойку в ледяной воде с применением немецких «щадящих» моющих средств, разработанных специально для шерсти. Ковёр был качественно просушен.
Сюжет ковра: Архаичный восточный орнамент.
Орнаменты и элементы ковра выполнены с особенной тщательностью и качеством. Ковёр ткался в качестве подарка вышестоящему иерарху в племени «Белудж», либо в качестве подарка для важного человека вне племени. Традиция дарить ковры восходит еще к до-монгольскому периоду истории центральной Азии и Ближнего востока.
Именно этот обычай с большим мастерством описан в повести Б. Акунина «Князь Клюква».
Борт ковра, а так же верхняя и нижняя части ковра выполнены фигурным плетением края, плетение выполнено по древней технологии «браного» ткачества (технология, при которой узор на полотне выплетается на ткацком станке при помощи специальной дощечки — «бральницы»).
Некоторые ковры этого региона вытканы чёрными нитями по чёрной основе.
Но, на мой взгляд, вытканный ковёр черный по черному получается чересчур мрачным.
Имея неограниченное время и крайне скудные возможности реализации женщины племени «Белуджи» уделяют колоссальное внимание тщательной проработке деталей.
Основа орнамента — традиционный восточный сюжет «Сады Рая». Ковер имеет традиционный для южно-афганских территорий абстрактный орнамент с множеством солярных символов (изображающих солнце, луну, а так же звёзды, которые особенно хорошо видны ночью ближе к экватору).
По кайме ковра орнамент состоит из символов Древа Жизни (Дерево жизни – традиционный символ для многих западных, восточных народов, а так же африканских племен.
Ковёр выполнен в гамме темных цветов с подавляющим преобладанием синего, зеленого и красного, а также сочетания тонов этих цветов.
Такая тёмная цветовая гамма характерна для произведений ковроткачества кочевого народа «Белудж».
Достаточно долго ковроткачество этого афганского племени выпадало из поля зрения европейских исследователей этнографов, а также коллекционеров ковров.